Preview

E-Management

Расширенный поиск
Том 6, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОТРАСЛЯХ 

4-13 256
Аннотация

Строительная индустрия находится на пороге масштабных изменений: Индустрия 4.0 готовит промышленным предприятиям серьезные вызовы. Цифровая трансформация может повлечь значительные изменения во всех сферах деятельности предприятий. Для оценки текущего состояния и измерения цифровой зрелости организации, как правило, используются модели зрелости. В статье предложена авторская четырехэтапная модель оценки цифровой зрелости для промышленных предприятий строительной индустрии. При разработке модели было принято решение уйти от общих оценок и в качестве инструмента оценивания использовать конкретные изменения, которые будут происходить на промышленных предприятиях строительной индустрии в процессе цифровой трансформации: модель содержит пятнадцать факторов оценки, изменения которых на различных этапах являются индикаторами цифровой зрелости. Предложенная модель содержит подробное описание четырех этапов цифровой зрелости, поэтому может служить не только для оценки цифровой зрелости промышленных предприятий строительной индустрии, но и для обозначения целей, планируемых к достижению в будущем в рамках цифровой трансформации, в стратегиях или бизнес-моделях предприятий. Отличительной особенностью модели является наличие факторов оценки, отражающих степень интеграции цифровой среды промышленных предприятий с BIM-моделями строительных организаций.

14-24 198
Аннотация

Цифровизация сегодня представляет собой один из наиболее актуальных трендов на российском и мировом рынках розничной торговли, который неоднократно доказал свою эффективность не только в сфере коммуникации с потребителями и операций на уровне магазина, но и в управлении организациями. Целью статьи является сравнительное исследование отечественной и зарубежной практики по внедрению цифровых технологий в системы управления. Данный анализ основывался на использовании авторской модели – матрицы «технологии – области управления», – разработанной на базе обзора нормативной и научной литературы, и был проведен в отношении десяти крупнейших ритейлеров Российской Федерации и десяти крупнейших ритейлеров мира. В результате исследования выявлены ключевые современные направления цифровизации систем управления российских и иностранных ритейлеров, среди которых были отмечены направления, где отечественные компании уже приблизились к мировым бенчмаркам, и направления, где у российского ритейла еще сохраняется потенциал для дальнейшего развития. Сформулированные автором по итогам проведенного анализа лучших зарубежных практик рекомендации по цифровизации систем управления в сфере ритейла могут успешно использоваться как в научно-методологических целях, так и в деловой практике для повышения эффективности соответствующих процессов.

25-36 167
Аннотация

Объектом исследования выступают предприятия нефтяного машиностроения, входящие в интегрированные структуры горизонтального и вертикального типа. Целью настоящего исследования является рассмотрение практических аспектов влияния корпоративной социальной ответственности интеграционных структур предприятий нефтяного машиностроения на эффективность их деятельности. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: выбор методологии исследования, разработка анкеты для руководящего состава предприятий нефтяного машиностроения, обработка результатов анкетирования статистическими методами и методом корреляционно-регрессионного анализа, формирование выводов по результатам исследования. В исследовании была применена следующая методика: метод опроса (Google-форма), методы сравнительного и логического анализа, методы статистической обработки данных, которые были получены в результате опроса (метод корреляционно-регрессионного анализа). В результате исследования было подтверждено предположение о влиянии корпоративной социальной ответственности интеграционной структуры на эффективность деятельности объединенных предприятий. Проведенный корреляционно-регрессионный анализ анкетирования управленческого персонала выявил зависимость экономической эффективности предприятия от параметров корпоративной социальной ответственности, а анализ результатов опроса позволил установить ряд недостатков: наличие сопротивления персонала изменениям; недостаточный уровень информированности персонала разными аспектами интеграционного процесса, в частности, в области социальных программ; недостаток динамичного появления технологических инноваций; недостаток динамичности коллектива в целом. Проведенная оценка в интегрированных структурах предприятий нефтяного машиностроения в дальнейшем может лечь в основу сформированной программы мероприятий по вовлечению сотрудников в инновационную деятельность, повышение уровня мотивации и налаживания в интегрированной компании политики корпоративной социальной ответственности.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ 

37-48 164
Аннотация

В статье рассматривается пример использования инструментария теории нечетких множеств в задаче исследования конкурентоспособности товаров и фирм. Конкурентоспособность товара определяется через его полезность в двух проявлениях: субъективной и объективной. Преобразование значения показателей полезности из простейших шкал к шкале равных отношений осуществляется через графические функции принадлежности. Определена общая модель процесса многокритериального выбора оптимальных альтернатив на основе пересечения нечетких множеств. Рассмотрена методика построения и анализа множества недоминируемых альтернатив на основе нечеткого отношения предпочтения. Поставлена задача ранжирования альтернатив ‒ сложных технических устройств с учетом нескольких критериев сравнения, часть из которых являются качественными, оцениваемыми по безразмерным шкалам с помощью экспертных оценок. Для всех критериев определены весовые коэффициенты, построены функции принадлежности альтернатив подмножеству оптимальных и матрицы нечетких отношений предпочтения, сформировано подмножество недоминируемых альтернатив. По максимальному из значений элементов подмножества определена оптимальная альтернатива. Результаты расчетов могут быть использованы для дальнейшего принятия обоснованных решений в условиях отсутствия четких числовых данных и наличия слабоформализованных экспертных утверждений. Таким образом, показана эффективность и практичность применения методологии нечетких множеств в задачах ранжирования и оптимального выбора альтернатив.

49-60 236
Аннотация

На основании анализа работ отечественных и зарубежных авторов был синтезирован перечень из 21 параметра, характеризующих состояние национальной инновационной системы Российской Федерации. Классификация параметров показала возможность разделения национальной инновационной системы страны на две подсистемы, эффективность которых составляет ее суммарную результативность. Выделены два набора параметров-драйверов и определены актуальные направления совершенствования мер государственной поддержки национальной инновационной системы. Исследование производилось на данных за 2010–2020 гг. На основе выявленных параметров были разработаны рекомендации по повышению результативности национальной инновационной системы Российской Федерации.

SMART-CITY: ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ЭЛЕКТРОННЫЕ МУНИЦИПАЛИТЕТЫ 

61-72 231
Аннотация

В последнее время большое внимание уделяется удобству и доступности программных продуктов, веб-сайтов, мобильных приложений и др. Это обуславливает интерес к дизайну продуктов, ориентированного на пользователя, и UX-дизайну. При разработке цифровых продуктов дизайнеры применяют особый пул инструментов, позволяющих как проводить эмпирические исследования пользовательского опыта, так и моделировать сценарии использования программных продуктов и сервисов. Широкое распространение получили такие методы и инструменты, как интервью, наблюдение, карта пользовательского пути (Customer Journey Mapping, далее – CJM), фреймворки «Персоны», User Stories, тепловая карта. Каждый из них позволяет выявить проблемные места применения программного продукта или сервиса, определить направления его обновления таким образом, чтобы он полностью удовлетворял запросы пользователей, а также решал ключевые задачи бизнеса. Цель исследования заключается в анализе и выявлении путей совершенствования веб-портала на основе проведения юзабилити-тестирования. В статье в качестве объекта исследования взят официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения: https://regulation.gov.ru. Данный портал играет существенную роль в задах обеспечения прозрачности нормотворческой деятельности в сфере государственного управления. В связи с этим мониторинг эффективности работы портала и доступности размещения для широкой аудитории информации на нем является актуальной задачей. В исследовании используются методы юзабилити-тестирования, решенческое интервью, матрица обратной связи от пользователя, инструменты CJM, HotJar, SpyWord, SemRush. Приведены особенности проведения юзабилити-тестирования. Исследование позволило сделать выводы о возможных направлениях модернизации портала с целью достижения его удобства для широкой аудитории, в результате чего сформулирован ряд конкретных предложений.

ЭКОСИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 

73-81 191
Аннотация

В статье раскрывается закономерность формирования сетевого человеческого капитала. Было доказано, что сетевой человеческий капитал тесно связан с цифровой трансформацией и обусловливается ей и на этой основе обоснована взаимосвязь формирования сетевого человеческого капитала и цифрового человеческого капитала. Целью данной статьи является рассмотрение ряда основных теоретико-методических и эмпирических основ в области анализа формирования сетевого человеческого капитала. На базе анализа ряда ключевых исследований в данной области сформулирован вывод, что в современной сетевой экономике сетевой человеческий капитал является одним из важнейших стратегических активов организаций. Предложено использование методологии Индекса сетевой готовности для количественной оценки сетевого человеческого капитала. Теоретическая и практическая ценность предлагаемого подхода заключается в применении методологии, отдающей приоритет человеческому фактору сетевой готовности и отражающей влияние выбора индивидов в отношении технологий и методов управления на создание инновационных сетей в процессе разработки, развития и внедрения инновационных технологий. Формируемая концепция сетевого человеческого капитала нацелена на преодоление цифрового неравенства и использования средств Интернета для реализации позитивных социальных изменений. Данная концепция рассматривает цифровое образование в контексте формирования активной социально-политической позиции влияния человека на развитие общества.

82-90 180
Аннотация

Исследование посвящено изучению российской экономики в условиях санкций и внедрения цифровых технологий. В статье проведены оценка основных экономических показателей, характеризующих развитие российской региональной экономики в условиях санкций, а также оценка показателя валового регионального продукта на основе данных Росстата и Министерства экономического развития Российской Федерации. Целью исследования выступает изучение валового регионального продукта, а также развитие и внедрение цифровых технологий в российские регионы и влияние на них вводимых со стороны зарубежных стран санкций. На основании проведенного исследования рассмотрены пути дальнейшего развития российской экономики и внедрения цифровых технологий в российские регионы. Изучены аналитические материалы по данной проблеме, в результате чего был сформулирован вывод о том, что в будущем необходимо ожидать рост российской экономики, несмотря на негативное влияние существующих ограничений.

ЦИФРОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ 

91-101 262
Аннотация

В работе анализируются подходы к определению цифровых трансформаций компании, выявляются их общие и отличительные характеристики. Предложена классификация подходов к определению с учетом их концептов. Сформулирован авторский взгляд на цифровые трансформации как на перманентный процесс, требующий полного пересмотра политики компании и нацеленный на цифровые изменения существующих производственных процессов, бизнес-моделей, каналов информационно-коммуникативного взаимодействия, корпоративной культуры, а также предполагающий создание новых цифровых производств, взаимоотношений, продуктов и услуг для удовлетворения растущих потребностей потребителей и расширения пользовательской базы. На основе данных открытых источников представлен положительный опыт крымских лидеров цифровых трансформаций. Выделены современные особенности управления цифровыми трансформациями компании в зависимости от отдельных, наиболее часто подвергающихся изменениям элементов и систем компании с учетом направленности и задач управления по их цифровой трансформации, а также специфических характеристик управления. В качестве основных специфических характеристик управления цифровыми трансформациями отмечены следующие: перманентность и непредсказуемость управления, ускорение управленческих процессов, обеспечение кибербезопасности. Дополнительно указана особенность, заключающаяся в предпринятии превентивных управляющих действий до принятия окончательного решения об осуществлении цифровых трансформаций в компании, поскольку менеджеры должны обеспечить соответствующий уровень цифровых компетенций персонала на всех этапах выбора вида цифровых трансформаций и их проведения.

102-113 174
Аннотация

Научная проблема заключается в необходимости формирования научных подходов к формированию модели управления продуцентностью сферы высшего образования для отраслей национальной экономики. Актуальность данной проблемы обусловлена отсутствием прямого положительного влияния отдельных результатов, формируемых сферой высшего образования на показатели выпуска национальной экономики. Статья посвящена формированию концептуальных подходов к управлению результативностью сферы высшего образования с позиции роста выпуска отраслей национальной экономики. Методологической основой исследования выступили теории факторов экономического роста, включая теорию инноваций и модели экзогенного и эндогенного экономического роста, положения теории человеческого капитала, теории экономики знаний, теории менеджмента, методические и экспериментальные работы, подтверждающие существенное влияние результатов учебной и научной деятельности вузов на выпуск отраслей национальной экономики. В качестве метода исследования используется анализ результативности продуцируемых сферой высшего образования эффектов при осуществлении выпуска отраслей национальной экономики. Проведенный анализ позволяет определить направления совершенствования механизмов управления продуцентностью сферы высшего образования для национальной экономики: изменение форм научной аттестации вузовских преподавателей, систем регионального распределения выпускников и алгоритмов, касающихся международной деятельности вузов.

114-124 166
Аннотация

Данная статья посвящена исследованию современных тенденций потребительского поведения, влияющих на рынок пива и напитков при помощи электронных технологий. Отмечены особенности поведения покупателей пивобезалкогольной продукции в условиях кризиса. В работе представлен анализ структуры продаж алкогольных групп напитков в натуральном и денежном выражении, выявлены структурные сдвиги на рынке пива, показан тренд на увеличение доли рынка локальных торговых марок, проанализирована динамика цены розничной продажи одного литра пива в сопоставлении с объемом российского рынка пива и пивных напитков в 2017–2022 гг. Сделан вывод о необходимости расширения ассортимента локальных марок и производства инновационных продуктов, показаны возможности применения электронных технологий в управлении ассортиментом на рынке пива и напитков. Отмечается необходимость проведения предприятиями, производящими пиво и безалкогольные напитки, анализа больших данных на постоянной основе, а также использования цифровых инструментов взаимодействия с потребителями. Описан возможный путь потребителей на рынке пива и напитков на основе данных инструментов. В статье также показана динамика появления новых брендов на рынке газированных напитков и рассмотрены возможности развития ассортиментной политики отечественных производителей пива и напитков в этом направлении, описаны глобальные и региональные особенности растущих сегментов, таких, как функциональные, энергетические и спортивные напитки, безалкогольные коктейли, а также безалкогольные варианты пива и вина.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3445 (Print)
ISSN 2686-8407 (Online)