Управление продуцентностью сферы высшего образования в развитии отраслей национальной экономики
https://doi.org/10.26425/2658-3445-2023-6-2-102-113
Аннотация
Научная проблема заключается в необходимости формирования научных подходов к формированию модели управления продуцентностью сферы высшего образования для отраслей национальной экономики. Актуальность данной проблемы обусловлена отсутствием прямого положительного влияния отдельных результатов, формируемых сферой высшего образования на показатели выпуска национальной экономики. Статья посвящена формированию концептуальных подходов к управлению результативностью сферы высшего образования с позиции роста выпуска отраслей национальной экономики. Методологической основой исследования выступили теории факторов экономического роста, включая теорию инноваций и модели экзогенного и эндогенного экономического роста, положения теории человеческого капитала, теории экономики знаний, теории менеджмента, методические и экспериментальные работы, подтверждающие существенное влияние результатов учебной и научной деятельности вузов на выпуск отраслей национальной экономики. В качестве метода исследования используется анализ результативности продуцируемых сферой высшего образования эффектов при осуществлении выпуска отраслей национальной экономики. Проведенный анализ позволяет определить направления совершенствования механизмов управления продуцентностью сферы высшего образования для национальной экономики: изменение форм научной аттестации вузовских преподавателей, систем регионального распределения выпускников и алгоритмов, касающихся международной деятельности вузов.
Об авторах
А. Е. ПлахинРоссия
Плахин Андрей Евгеньевич - д-р экон. наук, доц., зав. каф. менеджмента и предпринимательства
Екатеринбург
С. В. Новиков
Россия
Новиков Сергей Владимирович - канд. экон. наук, доц., проректор по стратегическому развитию горного образования в новых регионах
Санкт-Петербург
Е. Р. Счисляева
Россия
Счисляева Елена Ростиславовна - д-р экон. наук, проф., проректор по образовательной деятельности
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Абдикеев Н.М., Киселева А.Д. (2010). Управление знаниями корпорации и реинжениринг бизнеса. М.: ИНФРА-М. 382 с.
2. Акаев А.А. (2015). Модели инновационного эндогенного экономического роста AN-типа и их обоснование // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). №. 2(22-1). С. 70–79. DOI https://doi.org/10.18184/2079-4665.2015.6.2.70.79
3. Акаев А.А., Рудской А.И. (2014). Анализ и прогноз влияния шестого технологического уклада на динамику мирового экономического развития. М.: КРАСАНД. 488 с.
4. Акмаров П.Б., Князева О.П., Блохин С.А. (2017). Комплексный подход к оценке качества профессионального образования // Наука Удмуртии. №. 2. С. 171–182.
5. Антоненко В.В., Караулова Н.М. (2017). Статистический анализ «поперечных» эффектов зависимости дохода от уровня образования // Экономический анализ: теория и практика. №. 3(462). С. 472–487. DOI http://doi.org/10.24891/ea.16.3.472
6. Асаул А.Н., Шегельман И.Р., Асаул М.А., Мещеряков И.Г. (2016). Управление организационными нововведениями. СПб. 287 с.
7. Богомолов А.И., Невежин В.П. (2018). Влияние расходов на образование на экономический рост российской федерации // Хроноэкономика. №. 1(9). С. 17–21.
8. Глазьев С.Ю. (2010). Стратегия опережающего развития. М.: Экономика. 255 с.
9. Де Мартино М., Ткач Г.Ф., Коваленко С.А. (2020). Современные тенденции государственного финансирования высшего образования // Высшее образование в России. №. 3. С. 136–152. DOI http://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-136-152
10. Канева М.А., Унтура Г.А. (2017). Взаимосвязь НИОКР, перетоков знаний и динамики экономического роста регионов России // Регион: экономика и социология. №. 1. С. 78–100. DOI http://doi.org/10.15372/REG20170104
11. Козырева Г.Б., Сухарев М.В., Тимаков И.В. (2017). Человеческий капитал и модели роста // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. №. 8(102). С. 11–24.
12. Кушников Е.И., Хаджинов Л.В. (2022). Некоторые аспекты оценки влияния образования на экономический рост // Вопросы инновационной экономики. № 1(12). С. 535–550. DOI http://doi.org/10.18334/vinec.12.1.114061
13. Макаров В.Л. (2008). Экономика знаний. М: Издательский Дом «Инфра-М». 433 с.
14. Махлуп Ф. (1966). Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс. 462 с.
15. Мельников Р.М., Тесленко В.А. (2018). Оценка влияния человеческого капитала на экономическую динамику российских регионов // Регион: экономика и социология. №. 1. С. 93–115. DOI http://doi.org/10.15372/REG20180105
16. Мельников Р.М., Тесленко В.А. (2020). Эффективность инвестиций в подготовку российских аспирантов и обоснование рекомендаций по ее повышению с учетом зарубежного опыта // «Государственное управление и развитие России: глобальные угрозы и структурные изменения»: сборник статей Международной конференц-сессии, т. 1. М.: Издательский дом «Научная библиотека». 958 с. С. 500–516.
17. Охлопкова Н.В., Харитонова М.И. (2014). Экзогенный и эндогенный экономический рост – две разные парадигмы? // Известия Волгоградского государственного технического университета. №. 4. С. 29–36.
18. Перес К. (2011). Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей и периодов процветания. М.: Изд-во «Дело» АНХ. 232 с.
19. Полищук Л.И., Ливни Э. (2005). Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда // Вопросы образования. №. 1. С. 70–86.
20. Рау В.В., Скульская Л.В., Широкова Т.К. (2013). Тенденции и факторы изменения ресурсоемкости аграрного сектора // Проблемы прогнозирования. №. 4. С.55–66.
21. Самошкова Л.Д. (2015). Применение модели Р. Солоу для экономики России // Проблемы региональной экономики. №. 31. С. 29–52.
22. Третьякова Т.В. (2010). Качество образования: от оценки к управлению // Высшее образование сегодня. №. 6. С. 16–21.
23. Франс В.В., Дон В. (2012). Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 7, №. 1. С. 9–33.
24. Шмаков В.С. (2015). Человеческий капитал как фактор устойчивого развития сибирского села // Сибирский философский журнал. №. 3. С. 112–118.
25. Godin B. (2006). The Knowledge-Based Economy: Conceptual Framework or Buzzword? // Journal of Technology Transfer. No. 31(1). Pp. 17–30.
26. Gould D.M., Ruffin R.J. (1995). Human capital, trade, and economic growth // Weltwirtschaftliches Archiv. Vol. 131, no. 3. Pp. 425–445.
27. Hanushek E.A., Kimko D.D. (2000). Schooling, labor-force quality, and the growth of nations // American economic review. No. 5(90). Pp. 1184–1208. DOI http://doi.org/10.1257/aer.90.5.1184
28. Hanushek E.A., Woessmann L. (2012). Schooling, educational achievement, and the Latin American growth puzzle // Journal of Development Economics. No. 2. Pp. 497–512. DOI https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2012.06.004
29. Leydesdorff L. (2006). The Knowledge-Based Economy: Modeled, Measured, Simulated. Universal-Publishers. 392 p.
30. Salem M.I. (2014). The role of universities in building a knowledge-based economy in Saudi Arabia // International Business & Economics Research Journal. No. 5(13). Pp. 1047–1056. DOI https://doi.org/10.19030/iber.v13i5.8771
31. Sorensen M. P., Bloch C., Young M. (2016). Excellence in the knowledge-based economy: from scientific to research excellence // European Journal of Higher Education. No. 3(6). Pp. 217–236. DOI http://doi.org/10.1080/21568235.2015.1015106
32. Thirlwall A.P. (2003). The nature of economic growth: an alternative framework for understanding the performance of nations. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. 111 p.
33. Tyfield D. (2013). The Economics of Science: A Critical Realist Overview: Vol. 1: Illustrations and Philosophical Preliminaries. Routledge. 248 p.
Рецензия
Для цитирования:
Плахин А.Е., Новиков С.В., Счисляева Е.Р. Управление продуцентностью сферы высшего образования в развитии отраслей национальной экономики. E-Management. 2023;6(2):102-113. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2023-6-2-102-113
For citation:
Plakhin A.E., Novikov S.V., Schislyaeva E.R. Management of the productiveness of higher education in the development of branches of the national economy. E-Management. 2023;6(2):102-113. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2023-6-2-102-113