Цифровизация систем управления в сфере ритейла: Россия в контексте глобальной трансформации
https://doi.org/10.26425/2658-3445-2023-6-2-14-24
Аннотация
Цифровизация сегодня представляет собой один из наиболее актуальных трендов на российском и мировом рынках розничной торговли, который неоднократно доказал свою эффективность не только в сфере коммуникации с потребителями и операций на уровне магазина, но и в управлении организациями. Целью статьи является сравнительное исследование отечественной и зарубежной практики по внедрению цифровых технологий в системы управления. Данный анализ основывался на использовании авторской модели – матрицы «технологии – области управления», – разработанной на базе обзора нормативной и научной литературы, и был проведен в отношении десяти крупнейших ритейлеров Российской Федерации и десяти крупнейших ритейлеров мира. В результате исследования выявлены ключевые современные направления цифровизации систем управления российских и иностранных ритейлеров, среди которых были отмечены направления, где отечественные компании уже приблизились к мировым бенчмаркам, и направления, где у российского ритейла еще сохраняется потенциал для дальнейшего развития. Сформулированные автором по итогам проведенного анализа лучших зарубежных практик рекомендации по цифровизации систем управления в сфере ритейла могут успешно использоваться как в научно-методологических целях, так и в деловой практике для повышения эффективности соответствующих процессов.
Об авторе
Н. А. КалашниковРоссия
Калашников Никита Андреевич - аспирант
Москва
Список литературы
1. Бабанова Ю.В., Орлов В.М., Антонян Р.С. (2018). Гибкие технологии управления предприятием в условиях цифровизации экономики // Известия Волгоградского государственного технического университета. № 6(216). С. 61–66.
2. Бабич О.В., Сидорова А.А. (2020). Модель цифровой трансформации современного предприятия // Путеводитель предпринимателя. Т. 13. № 4. С. 11–21. DOI https://doi.org/10.24182/2073-9885-2020-13-4-11-21
3. Гарбузова Ю.М. (2021). Трансформация процессов управления предприятием в условиях цифровизации // Сборник статей Национальной научно-практической конференции с международным участием «Управление и цифровизация: национальное и региональное измерение», Брянск, 19 мая 2021 г. / Брянск: БГУ. С. 61–65.
4. Еремеева Н.В., Панюкова В.В. (2020). Перспективные направления исследования розничной торговли: цифровизация и омниканальность // Экономические системы. № 4. С. 161–170. DOI http://doi.org/10.29030/2309-2076-2020-13-4-161-170
5. Калашников Н.А. (2022). Современные направления цифровой трансформации систем управления российских ритейлеров // Cборник статей VIII Международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов», Москва, 2 марта 2022 г. / М.: ООО «ИРОК». С. 263–270.
6. Титаренко Л.Г., Карапетян Р.В. (2022). Теоретическая и эмпирическая модели влияния процессов цифровизации на трудовую деятельность // Вестник Гродненского государственного университета им. Янки Купалы. Т. 12, № 1. С. 65–73.
7. Фомина И.Ю. (2018). Автоматизация предприятия розничной торговли в условиях процессного подхода к управлению // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. № 10. С. 44–49.
8. Dekimpe M.G. (2020). Retailing and Retailing Research in the Age of Big Data Analytics // International Journal of Research in Marketing. Vol. 37, no. 1. Pp. 3–14. DOI https://doi.org/10.1016/j.ijresmar.2019.09.001
9. Henderikx M., Stoffers J. (2022). An Exploratory Literature Study into Digital Transformation and Leadership: Toward Future-Proof Middle Managers // Sustainability. Vol. 14, no. 2. Pp. 1–18. DOI https://doi.org/10.3390/su14020687
10. Kraus S., Durst S., Ferreira J.J., Veiga P., Kailer N., Weinmann A. (2022). Digital Transformation in Business and Management Research: An Overview of the Current Status Quo // International Journal of Information Management. Vol. 63, no. 4. Pp. 1–18. DOI http://dx.doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2021.102466
11. Nawawi M.T., Rodhiah T.H.R. (2021). The Effects of Retail-Mix Strategy on Performance and Competitive Advantage // Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 174. Pp. 317–321. DOI http://dx.doi.org/10.2991/aebmr.k.210507.048
12. Ritter T., Pedersen C.L. (2020). Digitization Capability and the Digitalization of Business Models in Business-to-Business Firms: Past, Present, and Future // Industrial Marketing Management. Vol. 86. Pp. 180–190. DOI https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2019.11.019
13. Stieninger M., Gasperlmair J., Plasch M., Kellermayr-Scheucher M. (2021). Identification of Innovative Technologies for Store-Based Retailing – An Evaluation of the Status Quo and of Future Retail Practices // Procedia Computer Science. Vol. 181. Pp. 84–92. DOI https://doi.org/10.1016/j.procs.2021.01.108
14. Verhoef P.C., Broekhuizen T., Bart Y., Bhattacharya A., Qi Dong J., Fabian N., Haenlein M. (2021). Digital Transformation: A Multidisciplinary Reflection and Research Agenda // Journal of Business Research. Vol. 122. Pp. 889–901. DOI https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.09.022
Рецензия
Для цитирования:
Калашников Н.А. Цифровизация систем управления в сфере ритейла: Россия в контексте глобальной трансформации. E-Management. 2023;6(2):14-24. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2023-6-2-14-24
For citation:
Kalashnikov N.A. Digitalization of management systems in retail industry: Russia in the context of global transformation. E-Management. 2023;6(2):14-24. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2023-6-2-14-24