Preview

E-Management

Расширенный поиск

Журнал "E-Management" издается с 2018 года.

Целевую аудиторию журнала составляют отечественные и зарубежные специалисты-практики, изучающие аспекты электронного менеджмента, применения технологий искусственного интеллекта в управлении, а также преподаватели, научные сотрудники, докторанты, аспиранты и магистранты российских и зарубежных научных, исследовательских и образовательных учреждений и организаций, интересующиеся данными вопросами.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 09.06.2018 г. ПИ № ФС 77-73073

Подписной индекс в электронном каталоге ОАО Агентство «Роспечать» - Я6144 (ссылка)

Текущий выпуск

Том 2, № 4 (2019)
Скачать выпуск PDF

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОТРАСЛЯХ

11-21 46
Аннотация

Свершившимся фактом является развитие мирового криптовалютного рынка, в том числе и в России. Вместе с тем российский механизм правового регулирования пока не сформирован, а имеющийся законопроект об обращении цифровых финансовых активов до настоящего времени не согласован. Растущий спрос на криптовалюты со стороны инвесторов несет в себе системные риски, а также угрозы использования цифровых финансовых активов в противозаконных целях. В этой связи регуляторы разных стран вынуждены принимать меры по законодательному регулированию обращения подобных активов. Такие меры могут быть довольно разными: от простого информирования субъектов о возможных рисках до принятия детализированных законов, устанавливающих правила обращения таких активов, права и обязанности субъектов. При этом сильно различаются страновые подходы не только к регулированию, но и к определению сущности криптовалют (деньги, активы, права).

Цель статьи – формирование рекомендаций по возможному развитию направлений российского регулирования криптовалютного рынка. В статье проанализированы международные подходы к регулированию цифровых валют, практика и особенности их применения, а также предполагаемые правовые нормы российского законопроекта о применении цифровых финансовых активов в гражданском обороте. В качестве методологии в исследовании использован правовой и сравнительный анализ российской и зарубежной практик. Даны рекомендации по внесению дополнений в действующее финансовое законодательство и формируемое цифровое законодательство. По мнению автора, на развитие криптовалютного рынка в России в ближайшей перспективе будут оказывать влияние принятие цифрового законодательства, международный опыт и практика применения криптовалют, технологические изменения.

22-29 44
Аннотация

Автомобиль большую часть своей «жизни» простаивает на стоянке. Естественным решением видится изменение формы владения – один автомобиль должен обслуживать как можно большее количество людей. Решение проблемы достигается появлением ранее несуществовавших технологий. Цифровые технологии позволяют несколько иначе взглянуть на сложившуюся ситуацию и сделать возможными подходы, которые ранее не удавалось реализовать. Данное исследование нацелено на изучение различных концепций использования автомобиля, позволяющих повысить эффективность его применения.

Каршеринг – использование одного и того же автомобиля разными людьми. Первые попытки реализовать каршеринг были предприняты в 1948 г. в Цюрихе. Однако дальше концепции дело не пошло. Первая реализация проектов каршеринга произошла только в 1970-х гг. Новая эра в каршеринге началась с 2000-х гг. Успеху каршеринга способствовали высокий уровень урбанизации и невысокие доходы населения, при которых покупка и содержание личного автомобиля могут быть затруднительными. Каршеринг становится неотъемлемой частью городской сети. Райдшеринг гарантированно снижает трафик, помогает разгрузить дороги в часы пик и уменьшает пагубное воздействие автомобильных выбросов в окружающую среду. Райдсорсинг в современном мире является одним из самых узнаваемых и распространенных форм мобильности. То, насколько быстро и успешно будут внедряться цифровые технологии при использовании различных концепций использования автомобиля, скорость появления действительно беспилотных транспортных средств на улично-дорожной сети городов, наличие грамотной информационной политики, популяризирующей отход от традиционных способов владения автомобилем, а самое главное, повышение доверия общества к тому, что после массового отказа от личных автомобилей стоимость пользования услуг сервисами не вырастет сильно, определяет роль различных форм использования автомобиля в будущей транспортной системе городов мира.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ

30-40 48
Аннотация

Развитие высокотехнологичных секторов российской экономики невозможно представить без появления и активного роста большого количества малых инновационных предприятий, создающих и продвигающих на российский и международный рынки востребованные конкурентоспособные товары и услуги. Развитие именно такого типа компаний зачастую требует привлечения так называемого «комфортного» венчурного капитала. Основным источником такого капитала на ранних стадиях развития малых инновационных компаний являются бизнес-ангелы. Однако оценка инновационных проектов, находящихся на ранней стадии своего развития и принятие решений бизнес-ангелов об инвестировании являются процессом довольно трудоемким, подразумевающим анализ и систематизацию огромного количества информации.

В статье предложено 56 критериев оценки инновационных проектов ранних стадий развития. Критерии разделены на 8 групп, характерных для оценки проектов. Эти критерии, как правило, используют шкалы оценок. Наиболее часто применяют 10-балльные, 5-балльные, 100-балльные шкалы оценок и шкалу 0…1.

Инновационные проекты ранних стадий развития предложено оценивать не только шкалой оценок, но и с помощью цветов. В исследовании использованы градиенты красного (для отрицательных оценок) и синего (для положительных оценок) цветов. Приведен пример построения цветографической карты на основе вымышленного инновационного проекта. Разработанные цветографические карты дадут возможность инвестору визуально оценить информацию о поступившей на рассмотрение заявке на инвестирование в двумерном изображении (по сути, это таблица).

Представлена визуализация оценок проекта в виде цветного октаэдра. При построении октаэдра также использованы красные, синий и белый (отсутствие оценки) градиенты. Каждая грань октаэдра соответствует группе критериев инновационного проекта. Критерии в группе расположены таким образом, что при отражении на плоскости наиболее значимые критерии будут находиться ближе к центру октаэдра. Таким образом, в случае насыщенной окраски центра октаэдра проект может получить либо отличную, либо неудовлетворительную оценку. Данная визуализация проекта может быть удобна при необходимости проанализировать каждую группу критериев в отдельности.

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

41-50 41
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы цифровой трансформации государственного управления России в приложении к сфере коммуникативных связей правительственных структур и бизнеса. Исследован опыт стран-лидеров в использовании цифровых коммуникативных технологий на государственном уровне при создании «электронного правительства» в США, Великобритании и Франции. При этом сначала проведен анализ моделей внутренних межличностных коммуникаций в организациях этих стран, а затем изучены национальные программы, принятые в этих странах для цифровой трансформации государственного управления, и исследован опыт этих стран по их реализации. Главной целью исследования является анализ зарубежного опыта реализации проектов цифровизации экономики в национальном масштабе с целью адаптации решений к сфере цифровых коммуникаций в правительственных структурах и предпринимательства в России.

На основе проведенного исследования сделаны выводы и даны рекомендации для успешной реализации национальной программы цифровой трансформации государственного управления в России. В частности, в исследовании отмечено, что почва для цифровой трансформации процессов государственного управления в странах-лидерах была подготовлена ранее сложившимися традициями и моделями межличностных коммуникаций в обществе. Опыт повсеместного внедрения и использования информационно-коммуникативных технологий для внутренних коммуникаций в организациях, развитие электронной коммерции и электронной рекламы послужили базой в этих странах для развития цифровых коммуникационных каналов связи в правительственных структурах и среди населения. Показано, что при создании «электронного правительства» одновременно проводились государственные реформы по реорганизации государственных структур, обучению госслужащих основам работы на компьютере и в сети «Интернет».

По итогам проведенного исследования в статье даны рекомендации для успешной реализации программы цифровой трансформации экономики России. Отмечено, что главной из них является необходимость кардинальной реорганизации работы государственных структур России. Без этого отставание России от стран-лидеров в сфере цифровой трансформации коммуникации правительственных структур и предпринимательства не преодолеть, и это может поставить под сомнение успешность выполнения национальной программы.

SMART-CITY: ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ЭЛЕКТРОННЫЕ МУНИЦИПАЛИТЕТЫ

51-63 145
Аннотация

Россия быстрыми темпами наращивает использование цифровых технологий во всех сферах общественной жизни. Скорость, с которой появляются и внедряются новые технологии, приводит к тому, что люди не могут быстро к ним адаптироваться. В связи с этим в ряде случаев может возникать социальная напряженность, нежелание использовать современные достижения цифровых технологий и другие общественные проблемы. Также наблюдается переоценка значимости и влияния внедряемых технологий на улучшение социально-экономической и политической жизни страны.

В связи с этим вызывает интерес оценка отношения граждан к развивающимся цифровым технологиям, и в первую очередь, к цифровым сервисам, которые внедряются в системе оказания государственных и муниципальных услуг и в сфере взаимодействия государства и общества. Данное исследование является попыткой провести такого рода оценку. Предпосылкой исследования послужило принятие и утверждение в 2018 г. национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» и федеральных программ, реализуемых в рамках данного проекта, а также предшествующие национальному проекту государственные программы и проекты, сопровождающие формирование инфраструктуры цифрового государства.

Проведен опрос 541 респондента из 49 субъектов Российской Федерации с целью определения и оценки отношения граждан к цифровизации государственных услуг. В процессе опроса респондентам были предложены вопросы об использовании федерального и региональных порталов госуслуг, осведомленности о наличии и возможности использования государственных технологий и сервисов, удобстве сервисов и умении ими пользоваться. В результате проведенного опроса сделаны выводы о преимуществах и недостатках использования электронного сервиса предоставления госуслуг, а также дана оценка отношения граждан к цифровизации государственных услуг.

64-73 34
Аннотация

Рассмотрена взаимосвязь между перспективой устойчивого развития государств и степенью вовлеченности их в научно-технический прогресс. Отмечена роль информационно-коммуникационных технологий в развитии общества, а также значимость сети «Интернет» в современном мире для обеспечения информационно-коммуникационных функций. Представлены данные, характеризующие распространение сети «Интернет» в странах мира. Прослежена тенденция увеличения числа пользователей сети «Интернет». Подчеркнута высокая эффективность цифровых коммуникаций в сравнении с традиционными средствами коммуникации.

Выделена такая важная сфера применения информационно-коммуникационных технологий в России, как электронное правительство, охарактеризован спектр возлагаемых на него задач, преимущества и возможные проблемы при его использовании. Определены десять стран, занимающих ведущие позиции по предоставлению государственных услуг и информации с помощью сети «Интернет». Рассмотрены критерии для оценки уровня развития электронного правительства: индекс онлайн-обслуживания, индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры, индекс человеческого капитала, а также единый показатель – индекс развития электронного правительства. Отмечено высокое место России в рейтинге стран, внедривших электронное правительство. Подчеркнута важность обеспечения прозрачности и подотчетности, защиты персональных данных, обеспечения бесперебойного обслуживания и предотвращения возникновения цифрового барьера при использовании электронного правительства.

Описаны области, где оказание услуг в цифровом формате особенно необходимо. Изучен и проанализирован опыт десяти лидирующих стран по внедрению и использованию электронного правительства, а также в сфере коммуникации правительственных структур и предпринимательства. Выделены такие важные аспекты, как необходимость разработки эффективных, удобных, безопасных сервисов для оказания онлайн-услуг, целесообразность автоматизации бизнес-отчетности, проведение тендерных закупок в цифровом формате, внедрение облачных вычислений в общественном секторе. Развитие сферы цифровых услуг должно сопровождаться обеспечением безопасности пребывания в цифровом пространстве и повышением компьютерной грамотности граждан. Внедрение цифровых инноваций необходимо, однако они не должны являться самоцелью.

ЭКОСИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

74-84 38
Аннотация

Сегодня быстрорастущий рынок технологий и охватывающий все сферы экономической деятельности процесс цифровизации оказывают сильное влияние на финансовые рынки. Изменения в финансовом секторе происходят как внутри самих объектов финансового рынка, так и в процессах взаимодействия друг с другом и клиентами. Эти изменения связаны с применением новых цифровых технологий, в том числе технологии распределенной бухгалтерской отчетности, с анализом больших данных, использованием облачных вычислений, искусственного интеллекта, биометрических технологий, дополненной/виртуальной реальности. Рассматриваемые технологии связаны с использованием клиентами банковских приложений, дистанционными платежами, планированием, кредитованием и финансированием, торговлей и инвестициями, страхованием, обеспечением безопасности, регуляторными операциями и коммуникациями между участниками финансового рынка и клиентами.

В статье описаны такие области финансового сектора, как финтех, регтех, инвесттех, кредитех, иншуртех, кибертех, опертех, роботех, аналитех, которые отражают цифровой аспект традиционных процессов этого сегмента рынка. Статья включает материалы, полученные в ходе работы Организации экономического сотрудничества и развития за последние несколько лет по ряду смежных тем, включая «Инновации в сфере финансовых услуг», «Цифровизация и финансы», что дополняет проведенное исследование дополнительными актуальными материалами международного уровня. Рассмотрены технологические инновации в области финансов и проведена оценка их воздействия на перечисленные выше процессы. Подробное описание каждого из девяти процессов содержит обоснование и примеры использования цифровых технологий, а также степень интеграции и влияния на эти процессы. Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день отсутствуют публикации в отечественных и зарубежных источниках по выявлению, анализу и оценке факторов, которые влияющих на финансовый сектор экономики из-за нехватки статистической и аналитической информации. В связи с этим сделанные выводы представляют как научный, так и практический интерес не только в России, но и других странах с развивающейся и развитой экономикой.

ЦИФРОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ

85-91 41
Аннотация

Представлен краткий обзор возможности и готовности к цифровизации предприятий автомобильной отрасли. Так как производственные процессы и системы могут быть более интеллектуальными, они позволяют обеспечивать высокие стандарты качества, необходимые в обслуживании, что является единственным способом для максимального улучшения его компонентов с самого начала процесса.

Цифровизация является одним из главных рычагов для укрепления бизнеса и повышения конкурентоспособности в отрасли, что предоставляет огромные возможности в будущем. В качестве одного из важных условий можно выделить повышение гибкости, которая позволяет быстро адаптировать производственные мощности и процессы к изменениям производства и серий заказчиков. Стратегия цифровизации должна применяться трансверсально ко всем процессам, начиная с производства, логистики и качества, и заканчивая проектированием, закупками, человеческими ресурсами или финансами. Трансверсальное применение стратегии цифровизации возможно через создание технологических центров графической инженерии по всему миру, использование систем компьютеризированного моделирования, систем автоматизированного проектирования и создание виртуальной 3D среды для исследования, анализа, оценки, проверки и совершенствования производственных процессов. Важным аспектом формирования будущего является разработка инновационных решений, направленных на превращение новых концепций в промышленную реальность.

Революция в цифровизации логистики дает автопроизводителям и поставщикам услуг возможность оставаться гибкими и опережать события. Основными трансформаторами являются данные и цифровое переосмысление цепочки поставок, которые способствуют значительному росту торговли. Продвинутые автопроизводители строят цифровую рабочую силу и программируют роботов для решения повторяющихся задач. Все это дает полную гибкость в разработке программного обеспечения с интегрированным в него аппаратным обеспечением робота, быстрых итерациях и быстрых корректировках, когда это необходимо, которые, возможно, не были бы легко достигнуты с помощью традиционных методов. Эти проекты можно увеличивать до более широкого применения с большими инвестициями. В целом, более гибкие и сервис-ориентированные решения могут быть реализованы в ответ на скорость и автоматизацию, основанную на логистической магистрали. Таким образом, возможно постоянно удовлетворять меняющиеся и требовательные запросы клиентов сейчас и в будущем.

92-100 37
Аннотация

Благоприятное развитие экономики страны зависит от правильного распределения ее ресурсов, при этом, чем выше коэффициент окупаемости капиталов с учетом всех существующих рисков, тем перспективнее экономическое развитие в долгосрочном периоде. Грамотность российских граждан в области финансов является важным аспектом финансового рынка и финансовой системы в целом, влияющим на распределение ресурсов в стране. Цель исследования – установление взаимосвязи между финансовой грамотностью и сбережениями населения в условиях цифровизации.

Главным ресурсом, которым обладает население, являются их сбережения. В рыночной экономике существует большое многообразие возможностей сбережения и инвестирования, при этом индивиду, не обладающему достаточным уровнем знаний в области финансов, довольно затруднительно принять верное решение по поводу хранения и распределения своих временно свободных денежных средств. Это может привести к избыточной кредиторской задолженности, мошенничеству, зависимости от кризисных явлений в стране, и, как следствие, – утрате части накопленных средств. В последнее время можно заметить тенденцию роста денежных доходов и сбережений населения, а также расширение рынка финансовых продуктов и услуг, что увеличивает персональную ответственность за принятые индивидом финансовые решения.

В связи с этим проблема повышения финансовой грамотности стоит перед государством довольно остро, так как от нее зависят экономический рост, инвестиционная привлекательность, развитие финансового рынка, стабильность финансовой системы и повышение конкурентоспособности российской экономики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.