Top.Mail.Ru
Preview

E-Management

Расширенный поиск
Том 3, № 1 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОТРАСЛЯХ

4-15 2833
Аннотация

Необходимость цифровизации агропромышленного комплекса очевидна: реализация принципов цифровой экономики позволит создать институциональную среду, которая будет соответствовать современным реалиям технологий и в целом позволит повысить эффективность производства. В статье проанализирован зарубежный опыт цифровизации сельского хозяйства в США, Германии, Швейцарии, Ирландии. Описаны основные технологии, используемые для цифровизации агропромышленного комплекса. Рассмотрены преимущества и потенциал развития смарт-фермерства для контроля точности внесения удобрений, прогнозирования неблагоприятных природных явлений, повышения качества выращивания продуктов и более открытого взаимодействия фермеров и потребителей, уменьшения затрат ресурсов, повышения доходности ферм. Оценены возможности и препятствия реализации сквозных технологий в ведомственном проекте «Цифровое сельское хозяйство»: больших данных, блокчейна, смарт-фермерства, интернета вещей, робототехники, беспроводных коммуникаций, виртуальной и дополненной реальности. В целом основные препятствия связаны с высокой стоимостью внедрения новых технологий, отсутствием необходимых знаний у фермеров, нерешенностью целого ряда правовых вопросов, слабой стандартизацией, отсутствием механизма защиты информации и программного обеспечения. Определены барьеры и пути их преодоления в процессе цифровизации сельского хозяйства России. Для этого нужно создать благоприятную регуляторную среду для развития цифрового сельского хозяйства, обеспечить информационную и экономическую безопасность сельхозпроизводителей, создать общенациональную информационно-коммуникационную инфраструктуру для отрасли (в том числе и для оказания государственных услуг на базе единой облачной платформы), обеспечить подготовку кадров для «интеллектуального» сельского хозяйства, внедрить цифровые технологии в отрасли, смежные с аграрной, разработать концепцию агропредприятия цифрового бизнеса и механизм ее внедрения.

16-26 971
Аннотация

Проанализирована проблема использования трансграничных потоков данных, которые становятся важным фактором производства для устойчивого развития современной международной торговли товарами и услугами. В международном обмене значение цифровых услуг продолжает неуклонно возрастать, и по мере этого роста увеличиваются глобальные потоки данных. Последние, служа интересам глобальных цифровых платформ, тем не менее, могут способствовать диверсификации экспорта развивающихся стран, расширению их участия в глобальных цепочках создания стоимости. Рост цифровизации компаний, обусловленный быстрым внедрением новых технологий (анализ данных, облачные вычисления) повысил их значимость в качестве фактора коммерческих операций, затрагивая как новые, так и традиционные отрасли. Несмотря на преимущества для компаний, потребителей и национальных экономик, возникающие из-за способности организаций легко обмениваться данными через границы, многие страны на всех этапах развития устанавливали барьеры для трансграничной передачи данных. Наиболее распространенной концепцией таких ограничений стала локализация данных, внедрение которой является существенным бременем для роста валового национального продукта. Цифровой меркантилизм стран, рассмотренный в рамках данной статьи, является ответом на вызов расширения участия страны в международном разделении труда в условиях цифровой экономики. Вместе с тем, барьеры для трансграничной передачи данных также задерживают и удорожают разработку новых и инновационных товаров, подрывают способность местных транснациональных компаний использовать глобальные платформы для упрощения сотрудничества между фирмами, университетами и другими исследовательскими организациями и продвижения своих собственных инноваций. В международной практике пока не сложилось единого, доминирующего подхода в контексте регулирования трансграничных потоков данных, однако решение данного вопроса требует нового формата многостороннего регулирования, который не использовался для международной торговли традиционными товарами и услугами.

27-35 1449
Аннотация

Исследовано влияние межкультурных коммуникаций на повышение доходности бизнеса. Проанализированы межкультурные навыки, необходимые для успеха любой организации, присутствующей на международной арене, учитывая рост ее доходности и имиджа. В качестве отправной точки исследования рассмотрено понятие «межкультурные коммуникации». Подчеркнута необходимость приобретения межкультурного образования нанимаемыми организацией сотрудниками для уверенности организации в их умении позиционировать себя на международном уровне. Для первичного исследования использована концепция Холла, включающая три параметра для определения межкультурной коммуникации: время, пространство и контекст, что позволило говорить о высококонтекстуальных и низкоконтекстуальных культурах, которые они порождают, и их влиянии на доходность бизнеса. В условиях цифровой экономики важную роль играет такой финансовый показатель, как рентабельность продаж. Продажи играют основополагающую роль в деятельности любой организации и напрямую связаны с межкультурными навыками сотрудников и предпринимателей при управлении компанией. Стиль управления, а также тип межкультурной коммуникации, которая происходит в организации, будут определять место, которое она достигает на международном уровне. Коммуникативные и межкультурные навыки способствуют положительному имиджу организации, так как они являются навыками, которые обычно определяют людей, знающих несколько языков, с возможностью адаптироваться и жить в различных культурных пространствах и вести любые переговоры. В условиях цифровизации, когда человек перегружен информацией, изучение большого количества иностранных языков затруднительно из-за нехватки времени на их классическое освоение. Поэтому так важно научиться использовать инновационные технологии как при изучении иностранных языков, так и непосредственно при межкультурном общении. Последнее наиболее важно, так как позволяет осваивать межкультурное пространство с целью постижения особенностей других культур, с которыми организации приходится иметь отношения на международном рынке.

36-42 981
Аннотация

Роль учебно-научных лабораторий в университетской среде за последние 8 лет возросла в связи с трансформацией образования в Российской Федерации. Новые требования к образованию, компетенциям, которые приобретают студенты, смещение образовательного вектора в сторону технологических дисциплин, участие российских вузов в проекте «5–100» – все это обусловливает необходимость развития в вузах России учебно-научных лабораторий нового класса. Одновременно меняются требования и к профессорско-преподавательскому составу вузов, формулируются новые требования к образовательным технологиям. Реализация концепции «Университет – 2035», в особенности появление новых рынков Национальной технологической инициативы, таких как «Аэронет», «Технет», «Энерджинет» и т.п., подразумевают создание гибкой модели образования, основанной на индивидуальной траектории обучения. Вместе с этим меняются и требования к учебно-научным лабораториям – сегодня в них должны проводиться исследования по различным направлениям соответственно лаборатории, что предъявляет новые требования к руководству лабораторий, а также к формату и лабораторному оборудованию. В статье показано, что в условиях трансформации образовательной среды, руководитель современной учебно-научной лаборатории должен обладать принципиально новым перечнем навыков – от умения спланировать и организовать научный процесс до управления лабораторией как структурным подразделением, что подразумевает наличие управленческих навыков.

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

43-49 5470
Аннотация

Рассмотрены вопросы, возникающие в области прав интеллектуальной собственности в связи с развитием систем искусственного интеллекта и их влиянием на правоотношения в экономике и культуре современного общества. Исследованы аспекты взаимовлияний политики в области прав интеллектуальной собственности и развития систем искусственного интеллекта для развития инноваций и творчества. Поставлены и предложены для обсуждения вопросы авторства и права собственности при взаимодействии человека, коллектива и искусственного интеллекта или систем искусственного интеллекта. Рассмотрены вопросы, связанные с искусственным интеллектом как объектом интеллектуальной собственности. Представлена позиция автора по отношению правосубъектности искусственного интеллекта к объектам интеллектуальной собственности, созданных автономными системами искусственного интеллекта, которая выражена в ответах на вопросы проекта Всемирной организации интеллектуальной собственности к широкой дискуссии заинтересованных сторон, намечаемой на 2020 г. в штаб-квартире Всемирной организации интеллектуальной собственности в г. Женеве. Основной концептуальный принцип автора по вопросам намечаемой дискуссии заключается в предоставлении права авторства и собственности на объекты интеллектуальной собственности, созданные автономным искусственным интеллектом одушевленному субъекту – человеку или коллективу, разработчику искусственного интеллекта с фиксацией последнего как субсубъекта или инструмента субъекта. Рассмотрены также традиционные категории прав интеллектуальной собственности, такие как патентоспособность и изобретательский уровень объектов собственности в связи с возможными генерированиями этих объектов искусственным интеллектом. Исследованы вопросы, касающиеся данных, их генерирования, фабрикаций и правовых отношений относительно данных. Предложена гармонизация международной политики в области прав интеллектуальной собственности для смягчения технологического разрыва между странами в контексте развития искусственного интеллекта.

SMART-CITY: ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ЭЛЕКТРОННЫЕ МУНИЦИПАЛИТЕТЫ

50-58 1532
Аннотация

Объектом исследования выступают процессы инкорпорирования цифровых технологий в деятельность субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг. В статье проанализированы информационно-телекоммуникационные технологии, применение которых позволяет расширить спектр сервисов, оказываемых жителям многоквартирных домов управляющими организациями в сфере жилищно-коммунального хозяйствования. Рассмотрены факторы и условия диверсификации услуг управляющих компаний посредством внедрения uber-технологий. Одним из инструментов цифровизации жилищно-коммунального хозяйствования является, так называемая «уберизация». Уберизация жилищных услуг в крупных городах имеет значимый экономический потенциал. По состоянию на конец 2019 г. коммерческие проекты уберизации жилищных услуг в России находятся на стадии опытного тестирования. При этом в России сложилась довольно уникальная ситуация – есть целевая установка со стороны государства, институализированная нормативными актами, государственными национальными и федеральными программами, а главное – есть запрос со стороны общества, поскольку такие услуги технологически мало отличаются от покупки продуктов питания в режиме онлайн или заказа такси. Развитие uber-технологий невозможно без комплексного решения проблем современного цифрового общества, которые могут вполне реально оказать влияние на работу массовой цифровой платформы. К таким проблемам авторы относят: обеспечение прав человека в цифровом мире, в том числе при идентификации, сохранности цифровых данных пользователя, а также проблему обеспечения доверия граждан к цифровой среде; угрозы личности, бизнесу и государству, связанные с тенденциями к построению сложных иерархических информационно-телекоммуникационных систем, широко использующих виртуализацию, удаленные (облачные) хранилища данных, а также разнородные технологии связи и оконечные устройства; наращивание возможностей внешнего информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру, в том числе на критическую информационную инфраструктуру; рост масштабов компьютерной преступности.

ЭКОСИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

59-67 808
Аннотация

Проанализированы факторы и возможности развития цифровых экосистем в развивающихся странах. Цель исследования – обобщение практики цифровизации стран с формирующимся рынком и разработка подхода к исследованию потенциала развития цифрового предпринимательства в указанных странах. Показано, что существует множество общеэкономических ограничений, которые не позволяют развивающимся странам эффективно интегрироваться в цифровую экономику. Доказано, что действие векторов цифровой трансформации способствует переопределению экономической политики развивающихся стран. Такая политика должна становиться транс- и мультидисциплинарной, более итеративной и гибкой. В частности, в новом ключе необходимо толковать методы стимулирования инвестиций, правила происхождения продукции и другие географические спецификации, стратегии трудовой и социальной политики государства. Наконец, экономическая политика должна учитывать, что многие рынки (если не большинство) переориентируются на платформы, что, например, может предполагать пересмотр политики предоставления государственных услуг для использования преимуществ платформ. Обосновано, что развитие цифрового предпринимательства в развивающихся странах во многом обусловлено качеством цифровых экосистем, которые могут быть представлены в виде инновационных центров, а тормозится неравномерностью развития цифровых стартапов между странами. Сделан вывод о том, что даже при наличии возможностей для создания цифровых платформ и экосистем в развивающихся странах их компании не могут широко масштабироваться на зарубежные рынки, и у догоняющих платформ почти нет потенциала для достижения уровня глобальных платформ в долгосрочной перспективе. Основные факторы, ограничивающие сравнительные размеры платформ и потенциал глобальных платформ в развивающихся странах, – слабая местная экономическая и деловая среда, низкая надежность платежных систем, невысокий технологический потенциал, проблемы с эффективной логистикой.

68-74 1403
Аннотация

В последнее десятилетие произошли беспрецедентные технологические сдвиги, следствием которых стало появление принципиально новой экономической модели. На основе широкого распространения смартфонов мир стал более «подключенным». Цифровизация спроса и предложения способствовала созданию совершенно новых цифровых рынков, управляемых платформенными предприятиями на основе открытой бизнес-модели, позволяющей связываться и взаимодействовать друг с другом внешним потребителям и производителям. Более взаимосвязанный мир генерирует огромные массивы данных, что позволяет компаниям-платформам осуществлять инвестиции в машинное обучение и искусственный интеллект и в конечном итоге повышать свою эффективность. Наконец, наблюдается неуклонная цифровизация бизнес-процессов, рынков и глобальных цепочек создания стоимости. В этих условиях принципиально изменяются подходы к созданию добавленной стоимости в условиях новых измерений цифровой экономики, анализ которых явился целью нашего исследования. Установлено, что в отсутствие стандартизированной международной методологии измерения цифровой экономики, последнее пока возможно на разрозненных отраслевых и национальных статистических данных. Инициативы, предпринимаемые на международном уровне с целью преодоления национальных дифференцированных подходов, пока недостаточны, поскольку ощущается дефицит статистики и переменных, относящихся к цифровым данным. Выявлено, что отсутствие качественных статистических данных по основным показателям цифровой экономики затрудняет оценку добавленной стоимости в масштабе мирового хозяйства и международные сопоставления. Значительная часть вызовов измерения добавленной стоимости в цифровой экономике, как показано в статье, связана с принципом «масштабирования без массы», нематериальной природой капитала, интенсивным ростом масштабных трансграничных потоков данных и появлением новых источников создания стоимости.

ЦИФРОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ

75-85 767
Аннотация

Настоящая работа состоит из двух частей. В первой части рассмотрены вопросы коммуникации правительства и предпринимательских структур. Дана оценка роли коммуникации для развития современного общества. Реализация концепций открытого правительства, участия общественности и корпоративного управления являются требованиями к правительствам, желающим «оставаться на связи» с предпринимательскими структурами. Во многих странах сотрудничество, информированность, участие и непрерывное взаимодействие не только с гражданами, но также с предпринимательскими структурами стали важными факторами изменений в системе управления, особенно в правительственной информационной политике. В таких странах наблюдается сдвиг в регуляторной функции в сторону более открытого и более интерактивного взаимодействия. Предпринимательские структуры в настоящее время имеют реальный шанс повлиять на улучшение и разработку государственной политики и системы управления. Проанализированы публикации на указанную тему, в основном зарубежные. Особое внимание уделено характеристикам каналов связи: надежности, скорости и результативности (эффективности). Во второй части работы исследованы вопросы создания «цифрового правительства», а также особенности создания такого правительства в развивающихся странах, хотя во многих отношениях рассмотренные процессы цифровизации правительственных структур характерны и для экономически развитых стран. Отмечено, что внедрение технологий цифровых коммуникаций в организации государственного сектора может благоприятное повлиять на оказание государственных услуг. При должной реализации цифровое правительство может уменьшить стоимость предоставляемых государственных и общественных услуг и создать условия для установления лучшего контакта с гражданами – особенно в удаленных и малонаселенных местностях. Цифровое правительство может также повлиять на создание большей прозрачности и лучшей отчетности в принимаемых решениях, стимулировать развитие локальной цифровой культуры и способствовать развитию демократии. Для определения эффективности любого конкретного акта коммуникации правительства и предпринимательской структуры вводится понятие «коммуникационный результат». Отмечена зависимость «коммуникационного результата» от культурного уровня в обществе.

86-98 1518
Аннотация

Современное состояние мирового сообщества характеризуется высокими темпами развития цифровых технологий и их практическим внедрением во многие сферы жизни. Цель статьи – анализ системы мониторинга развития информационного общества и цифровой экономики как в Российской Федерации, так и за рубежом. В статье раскрыта роль международных организаций в создании методических основ исследований внедрения информационных технологий. Рассмотрена хронология разработки и внедрения основных регламентных документов, на основе которых осуществляется сбор данных по странам и их сопоставление. Особое внимание уделено исследованию места России в рейтингах, составленных различными международными организациями. Приведена система показателей национальной системы мониторинга состояния цифровой экономики, отражающая факторы развития информационного общества и использование информационных и коммуникационных технологий. Проведен анализ динамики валовой добавленной стоимости сектора информационно- коммуникационных технологий экономики России и численности занятых в этом секторе. Выявлена существенная вариативность в интенсивности показателей динамики, отражающих различные аспекты развития информационного общества, а также значительное отставание России от стран-лидеров по отдельным сферам изучаемого сектора. Показано, что ключевой задачей, направленной на исправление указанной ситуации, является улучшение инвестиционного климата в данном секторе. При этом несовершенство методологии мониторинга развития информационного общества и цифровой экономики не позволяет принимать своевременные меры по регулированию процессов цифровизации. Сделан вывод о необходимости продолжения работ по совершенствованию показателей мониторинга реализации правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3445 (Print)
ISSN 2686-8407 (Online)