Preview

E-Management

Расширенный поиск
Том 2, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОТРАСЛЯХ

7-18 111
Аннотация

В статье рассмотрено усиление тенденции развития в России интернет-маркетинга и, как следствие, возрастание актуальности проведения высокопрофессиональных маркетинговых исследований в веб-среде. Работа нацелена на выявление методологической специфики маркетингового исследования интернет-пользователей, разработку его концепции. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач: анализ и систематизация целей маркетингового исследования интернет-пользователей; выявление и систематизация эмпирических индикаторов, необходимых для исследования интернет-пользователей; анализ и систематизация методов, методик, техник и процедур исследования эмпирических индикаторов, в том числе специальных сервисов, соответствующих методикам сбора первичных эмпирических данных в веб-среде. Представлен анализ таких методик маркетингового эмпирического исследования интернет-пользователей, как юзабилити-тестирование, онлайн-эксперимент, игровой эксперимент, юзабилити-эксперимент, онлайн-анкетирование, онлайн-интервьюирование, в том числе индивидуальное глубинное онлайн-интервью, групповое глубинное онлайн-интервью (онлайн фокус-группа), контент-анализ веб-сообщений потребителей, анализ следов, в том числе статистики сайта. При этом акцентируется внимание на необходимости соблюдения требования полной подчиненности каждой из представленных методик методологическим принципам соответствующего базового метода, производной которой она является, так как нарушение указанного требования приводит к неизбежной вульгаризации научной методологии проведения эмпирического исследования и получению некорректных данных. С точки зрения автора, использование маркетинговым аналитиком представленной в статье концепции исследования и исследовательского инструментария в процессе организации и проведения маркетинговых исследований интернет-пользователей позволяет получать информацию, необходимую для построения эффективной маркетинговой веб-коммуникации, а также обнаруживать и своевременно предотвращать потенциальные и реальные коммуникативные сбои.

 

19-25 191
Аннотация

В статье рассмотрены ключевые тренды и препятствия развития образования в России. Показано, что система образования, сформированная в предыдущем технологическом укладе, не соответствует потребностям современного общества. Основным современным трендом развития образования является внедрение цифровых технологий и в частности переход от традиционной «аудиторной» модели обучения к онлайн-образованию. Данное направление сегодня активно развивается за рубежом и представляется перспективным и в России. В то же время существует и ряд препятствий, существенно тормозящих его развитие. Основным из них является до сих пор не сложившаяся система признания равенства онлайн-образования его традиционным формам. Эта проблема характерна не только для нашей страны и может быть решена на законодательном уровне путем развития системы законодательного регулирования и стандартизации сферы образования. Другим препятствием является все еще сохраняющаяся недостаточность внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс самими образовательными организациями, обусловленная как недостаточностью развития цифровой инфраструктуры, так и необходимостью подготовки преподавателей новой формации, которые могут эффективно работать в цифровой среде. Эта проблема может быть решена путем полномасштабной цифровизации вузов с привлечением как государственного финансирования, так и частных инвестиций. Третьим значимым препятствием на пути полномасштабного перехода к онлайн-образованию является крайне низкий процент слушателей, успешно заканчивающих курсы. При этом социологические опросы показывают неготовность и самих российских студентов к восприятию цифрового образования в качестве полноценного. Исправление указанной ситуации требует внедрения технологических и организационных решений в сфере образования, направленных на адаптацию образовательной системы к динамически меняющимся потребностям рынка труда, индивидуализацию образовательных траекторий и повышение вовлеченности слушателей в учебный процесс.

 

26-32 144
Аннотация

Владельческое управление бизнесом неизбежно предполагает наличие инструментов его реализации. Совокупность инструментов такого управления эффективна тогда, когда ее удается встроить в общую систему бизнес–процессов. Проблема заключается в выделении тех управленческих бизнес–процессов, где необходимо участие владельца. Обоснование определения таких бизнес–процессов возможно на основе систематизации и выделения тех рисков, которые должен принимать на себя владелец бизнеса. В теории и практике менеджмента основное внимание уделяется управлению организацией, которое осуществляют наемные специалисты–менеджеры. Роль владельцев бизнеса крайне редко рассматривают как самостоятельный вид деятельности. Между тем, цели и роль владельцев бизнеса далеко не адекватны целям и роли менеджеров. Указанное обстоятельство делает актуальной проблему владельческого управления бизнесом. В настоящее время в литературных источниках используют термины «владельческий контроль» и «владельческое управление». Эти термины не совпадают по своему значению. Владельческое управление включает в себя владельческий контроль и возникает тогда, когда владелец решает проблемы стратегического развития. Если цели стратегического развития по каким–либо причинам не ставятся, владельцу остается разрабатывать систему владельческого контроля за текущим состоянием бизнеса. Владельческое управление бизнесом должно строиться на разработке и контроле бизнес–процессов организации. Владелец физически не может контролировать все бизнес–процессы, да в этом и нет необходимости. Возникает необходимость выделения тех бизнес–процессов, которые он обязательно должен контролировать. На наш взгляд, решение этой задачи может быть построено на основе соответствующей классификации предпринимательских рисков.

 

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

33-41 126
Аннотация

Государственные закупки занимают существенную долю в затратной части бюджета страны. Решение задачи эффективного расходования бюджетных средств невозможно без налаживания рациональной и прозрачной системы государственных закупок. На основе мировой практики в Российской Федерации разработана и внедрена система организации государственных закупок. Актуальность исследования определяется тем, что в России продолжается масштабная реформа практики проведения государственных закупок в связи с тем, что в январе 2014 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Контрактная система играет важнейшую системообразующую роль в российском обществе. Свободный и взаимовыгодный экономический договор остается одним из главных институтов рынка. Именно поэтому заказ государства и отдельных видов юридических лиц формирует экосистему, в которой развивается и под которую подстраивается весь российский бизнес. Одним из основополагающих принципов реализации государственной закупочной политики является принцип повышения эффективности. В настоящее время прослеживается тенденция развития теневых отношений, недостаточного уровня качества удовлетворения запросов общества. Существующая институциональная модель управления государственными закупками Москвы не в полной мере обеспечивает на практике воспроизводство необходимых экономических и социальных эффектов, уделяя основное внимание экономическим. Проблемы низкого качества управления закупками Москвы требуют глубокой проработки и оценки необходимого уровня эффективности инструментария с целью совершенствования экономических и социальных отношений в бюджетной сфере. Целью данной статьи является разработка предложений по совершенствованию механизма проведения государственных закупок. Авторы статьи рассматривают возможность применения технологии блокчейн при проведении государственных закупок. Использование этой технологии сократит временные затраты на обработку документации, снизит степень коррупции в процессе государственных закупок через создание репутационных списков, доступных всем участникам этого процесса. Кроме того, использование смарт-контракта позволяет минимизировать количество посредников при заключении государственных контрактов

 

SMART-CITY: ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ЭЛЕКТРОННЫЕ МУНИЦИПАЛИТЕТЫ

42-51 165
Аннотация
В статье приведен анализ автоматизированной информационной системы «Налог», которая применяется налоговыми органами для решения задач, связанных с функциями и полномочиями Федеральной налоговой службы России. Автоматизация процессов, осуществляемых налоговыми органами, направлена на: повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет: быстродействия и принятия более качественных решений; оперативность работы налоговых инспекторов и рост производительности их труда; обеспечение налоговых служб всех уровней полной и актуальной информацией о всех изменениях, происходящих в налоговом законодательстве; предоставление достоверных данных об эффективности системы контроля за соблюдением норм налогового законодательства, а также информации по учету налогоплательщиков; повышение качества и оперативности бухгалтерского учета; своевременное получение данных о поступлении налоговых и других платежей в федеральный, региональные и местные бюджеты; возможность анализа и прогнозирования динамики поступления налоговых платежей и сокращения объема документооборота в бумажном виде. Однако существующая архитектура автоматизированной информационной системы «Налог» была сформирована более 10 лет назад и за период своего существования претерпела только незначительные изменения. Развитие информационных технологий, в том числе в сфере государственного управления, а также значительные изменения в системе налогового администрирования, обусловливают актуальность модернизации существующей информационной системы налоговых органов. В статье предложены направления и принципы модернизации автоматизированной информационной системы «Налог», раскрыты основные направления построения новой автоматизированной системы и предложены параметры контроля уровня достижения целей в результате модернизации существующей системы по следующим направлениям: централизация обработки и хранения информации налоговых органов; развитие электронного взаимодействия органов государственного управления с налогоплательщиками, развитие информационных средств взаимодействия с внешними пользователями; создание операционных и обеспечивающих систем и подсистем налогового администрирования; результаты формирования и развития информационно-аналитической системы в деятельности налоговых органов; автоматизация административно-хозяйственной деятельности налоговых органов; социальные критерии эффективности.

ЭКОСИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

52-59 87
Аннотация
В статье усовершенствованы теоретические подходы к управлению информационной безопасностью в контексте антикризисного управления предприятиями, предусматривающие разработку стратегии информационной безопасности для минимизации потерь от последствий кризиса. Основной целью стратегии является поддержание конфиденциальности, целостности и пригодности информации для осуществления эффективного антикризисного управления предприятиями. Среди стратегических направлений выделены организационное и инженерно-техническое обеспечение информационной безопасности. Стратегия организационного обеспечения включает анализ внешних и внутренних угроз, организацию работы с сотрудниками, документами, организацию режима и охраны, систематический контроль. Стратегия инженерно-технического обеспечения включает использование технических средств сбора, обработки, накопления и хранения конфиденциальной информации, защиту информации, систематический контроль. Реализация стратегических направлений позволит предприятиям как уменьшить возможные материальные убытки, так и сохранить конкурентные преимущества и позиции на рынке. Доказано, что управление социально-экономической системой предприятия должно основываться на четкой информационной и коммуникационной платформе. Определены основные факторы возникновения кризиса предприятий: неразвитая система инновационных коммуникаций, отсутствие оптимального информационного обеспечения антикризисного управления, эффективной системы финансовой диагностики и низкий уровень трансфера технологий производства продукции. Обосновано, что преодоление кризисных явлений возможно через создание, развитие и поддержку инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура будет способствовать решению задач инновационной политики предприятий в рамках антикризисного управления. Предложено организационно-функциональное обеспечение информационно-инновационной составляющей антикризисного управления предприятиями с использованием коммуникационных инструментов инновационной инфраструктуры. Определены основные задачи функционирования инновационной инфраструктуры.
60-77 268
Аннотация
В настоящее время разработано значительное количество определений терминов различных типов экономики, включая термин «новая экономика», причем содержание этих определений зачастую дублируется или не отличается конкретностью. Часто вертикальные и горизонтальные взаимосвязи терминов выражены нечетко, что снижает качество научных исследований в области экономики и управления. Предмет исследования – типология термина «новая экономика» и сопутствующих ему терминов экономики. Цель исследования – уточнение и дополнение типологии термина «новая экономика» и сопутствующих ему терминов, а также разработка адекватных им определений. Гипотеза исследования основана на том, что определения изучаемых терминов включают дублирующие компоненты и классификационные признаки или не содержат необходимых для их однозначности компонентов и классификационных признаков. Поэтому эти определения могут быть уточнены и дополнены на основе терминологического анализа. В качестве методов исследования выбраны логико-структурные методы: терминологический анализ, группировок, типологии и классификации. В статье выявлены и сгруппированы основные компоненты и классификационные признаки определений терминов различных типов экономики. Обоснованы классификационные признаки и их комбинации. Разработаны варианты классификаций различных типов экономики и обоснована их структура. Предложены базовые и уточненные определения терминов различных типов экономики. Научный вклад обеспечен корректным выбором и использованием эмпирической базы, применением адекватных методов исследования, обоснованием авторской типологии терминов различных типов экономики, позволяющих получить их однозначные определения. Результаты исследования позволяют скорректировать ряд положений экономической теории, обеспечивающих совершенствование ее терминологического аппарата и структуры.
78-84 189
Аннотация
В статье проанализированы и систематизированы основные аспекты развития международной цифровой торговли в современных условиях. Под влиянием новых цифровых технологий все больше компаний вовлекается в международную торговлю, а хозяйственная деятельность в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости становится все более управляемой. Оценено воздействие цифровой трансформации на международный обмен в условиях цифровой глобализации. На новой стадии экономической глобализации развитие цифровой торговли становится альтернативой замедлению традиционного обмена. Обобщены международные подходы к классификации и измерению объектов цифровой торговли. Показано, что трансграничная электронная коммерция становится более активной, но не менее интенсивно также развивается международная торговля услугами на основе информационно-коммуникационных технологий. Выявлены основные вызовы, стоящие перед многосторонним и национальным регулированием электронной коммерции и цифровой торговли товарами и услугами. Установлено, что обеспечение открытости рынков остается одним из важнейших барьеров для эффективного развития трансграничной цифровой торговли. Также сделан вывод о том, что цифровизация будет в  перспективе вести к снижению издержек международной торговли, и в этих условиях значимую роль будут играть малые и средние предприятия, активно интегрирующиеся в глобальные цифровые платформы. В связи с этим, странам необходимо создавать адекватные механизмы регулирования внешней торговли цифровыми товарами и услугами. Значимым является и создание эффективной системы многостороннего регулирования международного обмена в условиях цифровизации. Основными инструментами этой системы должны стать не регулирование правил доступа на рынок, а защита инвестиций компаний и создание эффективной системы урегулирования инвестиционных и торговых споров.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3445 (Print)
ISSN 2686-8407 (Online)