Preview

E-Management

Расширенный поиск

Параметры развития и регулирования международной цифровой торговли на современном этапе

https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-1-78-84

Полный текст:

Аннотация

В статье проанализированы и систематизированы основные аспекты развития международной цифровой торговли в современных условиях. Под влиянием новых цифровых технологий все больше компаний вовлекается в международную торговлю, а хозяйственная деятельность в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости становится все более управляемой. Оценено воздействие цифровой трансформации на международный обмен в условиях цифровой глобализации. На новой стадии экономической глобализации развитие цифровой торговли становится альтернативой замедлению традиционного обмена. Обобщены международные подходы к классификации и измерению объектов цифровой торговли. Показано, что трансграничная электронная коммерция становится более активной, но не менее интенсивно также развивается международная торговля услугами на основе информационно-коммуникационных технологий. Выявлены основные вызовы, стоящие перед многосторонним и национальным регулированием электронной коммерции и цифровой торговли товарами и услугами. Установлено, что обеспечение открытости рынков остается одним из важнейших барьеров для эффективного развития трансграничной цифровой торговли. Также сделан вывод о том, что цифровизация будет в  перспективе вести к снижению издержек международной торговли, и в этих условиях значимую роль будут играть малые и средние предприятия, активно интегрирующиеся в глобальные цифровые платформы. В связи с этим, странам необходимо создавать адекватные механизмы регулирования внешней торговли цифровыми товарами и услугами. Значимым является и создание эффективной системы многостороннего регулирования международного обмена в условиях цифровизации. Основными инструментами этой системы должны стать не регулирование правил доступа на рынок, а защита инвестиций компаний и создание эффективной системы урегулирования инвестиционных и торговых споров.

Об авторе

Е. Н. Смирнов
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Россия
Д-р экон. наук, профессор


Список литературы

1. Полякова В.В., Щенина Р.К. [ред.] (2015). Мировая экономика и международный бизнес: учебник, 2-е изд. М.: КноРус, 2015. 278 с.

2. Смирнов Е.Н., Лукьянов С.А. (2019). Формирование и развитие глобального рынка систем искусственного интеллекта// Экономика региона. Т. 15. Вып. 1. С. 57−69.

3. Цифровая экономика и искусственный интеллект – новые вызовы современной мировой экономики: колл. монография (2019). М.: Издательский дом ГУУ. 180 c.

4. A. T. Kearney (2019). On thin ice: Global economic outlook 2019−2023 / Research report. Global business policy council, January. 24 p.

5. Baldwin R.E. (2016). The great convergence: information technology and the new globalization. Cambridge, MA: The Belknap press of Harvard university press, 344 p.

6. Fefer R.F., Akhtar S.I. and Morrison W.M. (2018). Digital trade and U.S. trade policy / US congressional research service report, May 11. 39 p.

7. IMF (2018). Measuring the Digital Economy / Staff paper. International monetary fund (IMF). Wash., DC: IMF, February 28. 47 p. Режим доступа: https://www.imf.org/ (дата обращения: 01.03.2019).

8. Lopez-Gonzalez J., Ferencz J. (2018). Digital trade and market openness//OECD trade policy papers. No. 217. 61 p.

9. Lopez-Gonzalez J., Jouanjean M.-A. (2017). Digital trade: developing a framework for analysis//OECD: OECD Trade Policy Papers. No. 205. 24 p.

10. Metschel M. (2018). The world trade organization in times of digital trade. Addressing digital protectionism? Universitet of Barcelona, 23 April. 77 p.

11. OECD (2010). OECD market openness principles. OECD Innovation policy platform. P. 1. Режим доступа: http://www.oecd. org/innovation/policyplatform/48137680.pdf (дата обращения: 01.03.2019).

12. OECD (2017). Measuring digital trade: Towards a conceptual framework. Working party on international trade in goods and trade in services statistics. Paris: OECD, STD/CSSP/WPTGS, 3 March. 15 p.

13. OECD (2018). Going digital in a multilateral world / Meeting of the OECD council at ministerial level, 30−31 May, Paris. 102 p. Режим доступа: https://www.oecd.org/going-digital/C-MIN-2018-6-EN.pdf (дата обращения 01.03.2019)

14. UNCTAD (2017). Information economy report: Digitalization. Trade and development. N.Y. & Geneva: UN, 111 p.

15. USITC (2014). Digitally intensive industries include sectors in communications, finance, trade, other services, and manufacturing//+Digital trade in the U.S. and global economies, part 2. Wash.: U.S. International Trade Commission. Publ. no. 4485, Invest. no. 332−540, August. Режим доступа: https://www.usitc.gov/publications/332/pub4485.pdf (дата обращения: 01.03.2019).


Для цитирования:


Смирнов Е.Н. Параметры развития и регулирования международной цифровой торговли на современном этапе. E-Management. 2019;2(1):78-84. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-1-78-84

For citation:


Smirnov E.N. Parameters of development and regulation of the international digital trade at the present stage. E-Management. 2019;2(1):78-84. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-1-78-84

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3445 (Print)