Preview

E-Management

Расширенный поиск
№ 2 (2018)
Скачать выпуск PDF

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОТРАСЛЯХ

13-19 536
Аннотация

В настоящее время российская экономика находится в стадии трансформации и глобальных изменений экономического и технологического укладов. Положение на рынке труда и образовательных услуг России вызывает необходимость изменения содержания образования применительно к современным требованиям. Изменилась роль человека, потому что он стал главным ресурсом модернизации. Раскрывается сектор цифровой трансформации: важность баланса стратегии и тактики развития бизнеса и общества, вопросы вовлечения человеческого капитала и общества в управление модернизацией экономики в условиях глобализации. Показана необходимость формирования многокомпонентной информационно-образовательной среды на основе единства образовательной и кадровой политики, которую можно считать частью цифровой экономики.
Рассматривается процесс управления информационно-цифровой системой обеспечения единства образовательной и кадровой политики региона как система со сложной структурой, многообразными функциями и непростой диалектикой развития. Можно выделить составляющие ее подсистем: теоретико-методологическую, организационную, экономическую, правовую, техническую, технологическую, педагогическую, методическую, психологическую. Все они находятся в сложном взаимодействии между собой, с другими сферами жизни региона.
Создается своего рода «мировое образовательное пространство», которое задает критерии развития и российского образования. Информационные и цифровые технологии дают возможность перестраивать наше настоящее, и потому сегодня главная задача – быть готовым к существованию в этих условиях, выстроить совершенно новые коммуникации, а также новые отношения среди людей, к перестройке всей экономики и общества, чтобы наша жизнь была лучше и «умнее».

20-29 109
Аннотация

В статье приведена оценка влияния современных тенденций глобализации мировой экономики за счет внедрения прогрессивных технологий производства и реализации продукции. Одним из определяющих факторов развития мировой экономики, наступления новой технологической революции является применение цифровых технологий не только в сфере производства конечного продукта, но и в повседневной жизни людей. Развитие мировой инфраструктуры передачи данных на основе прогрессивных информационно-коммуникационных технологий приводит к стиранию границ региональных рынков. Национальные рынки все в большей степени становятся элементами глобального мирового рынка, а объем экспортно-импортных операций существенно влияет на размер внутреннего валового продукта любой страны.
Авторами обозначена тенденция влияния цифровой экономики на размер внутреннего валового продукта России и ведущих экономик мира. Одним из определяющих факторов развития региональных и мировых рынков является транспортная инфраструктура стран – участниц международного товарообмена. Приведен анализ товарооборота России в рамках внешнеторговых операций с основными экономическими партнерами. Обозначено влияние внещнеторговых операций на развитие международных транспортных коридоров, а также основные проблемы развития транспортной отрасли страны. Дана характеристика объемов контейнерных перевозок как основы международных интермодальных грузовыхперевозок. В современных условиях одним из важнейших факторов, определяющих эффективность развития транспортной отрасли, является рационализация логистических процессов и систем управления на основе цифровизации. Выделены основные проблемы развития и возможные направления цифровизации транспортно-логистической отрасли, приведен рейтинг ведущих информационно-технологических компаний, внедряющих современные цифровые технологии на транспорте, показана динамика объемов внедрения информационно-технологических решений в 2016–2017 гг.

30-37 225
Аннотация

Суть концепции «Мобильность как услуга» (англ. Mobility-as-a-Service, MaaS) заключается в том, чтобы поместить пользователя в центр транспортных услуг и предложить ему персонализированный способ передвижения с учетом индивидуальных потребностей. MaaS интегрирует всевозможные способы передвижения разными видами транспорта в единую услугу, которая доступна по запросу. Обслуживание осуществляется через единый счет с ежемесячной оплатой. Одно из основных условий успешной эксплуатации MaaS – возможность доступа смартфонов к различным видам транспорта. Впервые концепция MaaS была реализована в шведском городе Гетеборге, предлагающем отличные условия общественного транспорта и устойчивую городскую мобильность. Целью транспортной политики является поддержка транспортной системы, которая обеспечивает передвижение пассажиров и товаров. MaaS рассматривают как повышение комфортабельности поездок и развитие системы безопасного и надежного транспорта. Наибольшую известность система MaaS получила благодаря г. Хельсинки, где сумели предложить удобную и конкурентоспособную платформу. Поскольку общественный транспорт является ядром системы MaaS, то город должен предлагать качественные услуги общественного транспорта для того, чтобы пользователи могли легко перемещаться по городу, не имея собственного автомобиля.
Для внедрения системы MaaS требуется выполнение следующих условий: различные виды городского общественного транспорта; большинство транспортных операторов открывает свои данные, включая данные в режиме реального времени, для третьих лиц, а также разрешает третьим лицам продавать свои услуги; большинство транспортных операторов поддерживает систему электронных платежей для доступа к своим услугам. Несмотря на различные бизнес-модели, успешные проекты внедрения и положительные отзывы пользователей о пилотных проектах MaaS, существует ряд глобальных вопросов о дальнейшей применимости и развитии системы, требующих решений: об открытости данных перевозчиков, пользователей; о масштабности использования системы MaaS; о едином идентификаторе пользователя, едином информационном пространстве; об оплате проезда различных систем транспорта с одного приложения; о конкуренции с существующими провайдерами; о частной собственности.

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

38-48 497
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы менеджмента в условиях цифровой экономики, а также направления развития для их устранения. Отмечена необходимость, возможность и целесообразность введения точных (расчетных) методов в работу менеджеров. В рамках этой задачи показана возможность проведения работ по созданию и развитию параметрической модели социальной системы, функционирующей в активной среде, для создания соответствующих методик, инструментов, в том числе компьютерных программ для автоматизации управленческой деятельности, имитационной модели предприятия, которая может быть использована как в системах принятия решений или системах поддержки принятия решений, так и в обучении для формирования навыков принятия решений.
Приведен краткий обзор методологической базы управления, позволяющей решить задачу создания математической модели социальной системы. В частности, определен теоретический аппарат – набор теорий, который может быть использован для создания модели. Теории носят нормативный характер и соответствуют принципу методологической строгости. Вследствие этого, могут быть использованы для математического моделирования социальной системы. Определены фазовые переменные (параметры) социальной системы, позволяющие описывать ее состояние и, как следствие, фиксировать траекторию развития компании. Это может быть использовано для принятия решений об оценке действий и деятельности людей по влиянию на траекторию развития, коэффициент функциональной (системной) устойчивости компании.
Показано, что на основе модели социальной системы, основанной на рассматриваемой методологической базе, появляется возможность создать программное обеспечение для автоматизации управленческой деятельности, что открывает принципиально новые возможности организации деятельности предприятий в условиях цифровизации общества и цифровой экономики.

SMART-CITY: ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ЭЛЕКТРОННЫЕ МУНИЦИПАЛИТЕТЫ

49-54 135
Аннотация

Целью статьи является освещение основных видов использования и влияния искусственного интеллекта на жизнь потребителей в высокотехнологичных городах, таких как Сингапур. Изучены различные способы использования искусственного интеллекта в повседневной жизни горожан и его влияние на общество в целом. В настоящее время развитие технологий идет настолько быстрыми темпами, что это начинает непредсказуемое влияние на различные аспекты жизни общества. Развитие систем искусственного интеллекта сложно остановить, поэтому вопрос состоит в том, сможет ли общество поддерживать полный контроль над системами интеллектуального управления городами.
Возрастает важность глубинного понимания процессов, происходящих под воздействием искусственного интеллекта в высокотехнологичных общественных агломерациях, таких как Сингапур. Исследования подобного рода могут предсказать серьезные изменения в самом ближайшем будущем в разных аспектах функционирования городов, например, в области экономики городских агломераций, транспорта, здравоохранения и связи. Это вопросы, которые тесно связаны с повседневной жизнью людей и поэтому существенно влияющие на функционирование социально-экономических связей общества. Различные страны рассматривают возможность крупных инвестиций в технологии искусственного интеллекта, которые могут обеспечить более оптимальное функционирование разнообразных аспектов городского хозяйства. При этом важно отметить, что растущая зависимость от искусственного интеллекта в системах управления создает вакуум реальной человеческой власти.
Важной задачей является также осознание этических моментов. Основная причина, по которой искусственный интеллект не может применяться на том же уровне ответственности при принятии решений, на котором эффективно действует человек, заключается в том, что само по себе использование таких систем с «непрозрачной логикой», внушает опасения ошибок и неэффективного управления. Основная задача систем управления с использованием искусственного интеллекта на данный момент связана с задачами, которые не требуют анализа эмоций или чувств. 

55-60 81
Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы обеспечения прав человека в системе безопасности дорожного движения при активизации процессов внедрения цифрового обеспечения его организации. Проблема рассматривается исходя из трех аспектов. Во-первых, это обеспечение прав водителей, пассажиров и лиц с ограниченными возможностями, являющихся участниками дорожного движения с активным использованием цифровых методов контроля. Во-вторых, это защита прав отстраненных от управления водителей общественного транспорта, управляемого через цифровые системы управления автомобилем. В-третьих, это потенциальная опасность для общества получения дополнительного экономического результата, стимулирующие работодателей и контрольные органы к активизации цифровизации процессов дорожного движения. Итогом исследования стала сформулированная концепция необходимости обеспечения прав всех участников дорожного движения в свете акцента внимания ООН к рассмотренной проблеме.
В связи с этим, а также исходя из трехаспектного гипотетического подхода к исследованию поставленной проблемы, основными положениями сформулированной концепции стали следующие вопросы обеспечения прав всех участников дорожного движения. Это, во-первых, необходимость соблюдения прав активных участников дорожного движения, т. е. водительского персонала. Во-вторых, это надежная защита прав пассивных участников перемещения (пешеходов), которые одновременно являются наименее защищенными в ситуации нарушения правил дорожного движения. И наконец, это особое внимание к обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями. Последнее относится не только к водительскому составу и пешеходам, но еще и к пассажирам с ограниченными возможностями, пользующимся средствами городского наземного транспорта.

ЭКОСИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

61-66 89
Аннотация

В статье рассмотрена проблема определения цифровой экономики, а также представлена новая тема относительно правового обеспечения международной информационной безопасности. Это новое направление служит показателем возможных междисциплинарных исследований в области правa и экономики в сфере цифровых процессов. В качестве обоснования приведены акты Европейского союза и выделены их характерные черты, которые заключаются в анализе содержательной части цифровой экономики (экономической стороны). Это интеграционное объединение имеет уникальную структуру и историю, однако процесс регулирования цифровой экономики в Европейском союзе начался не так давно. Европейский союз − одно из немногих интеграционных объединений, которое начало заниматься работой по совершенствованию механизмов правового регулирования цифрового рынка. Это безусловно влияет на выработку комплексного подхода к понимаю цифровой экономики, а также еще в большей степени актуализирует вопрос правового обеспечения международной кибербезопасности исследуемого явления. Этот вопрос является новым направлением в международном правовом поле, которое позволит изучить востребованные правовые аспекты в цифровой экономике.
В статье проанализированы проблемы международной кибербезопасности и влияния понятийного аппарата на вопросы правового обеспечения безопасности цифровой экономики. Выработаны три предложения по совершенствованию подходов к безопасности цифровой экономики. По своей качественной характеристике предложения, касаются юридически-технических моментов, однако также представлены и решения относительно концептуальной составляющей правового обеспечения безопасности.

67-79 114
Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния нормативных правовых актов на развитие правоотношений в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в планах информатизации федеральных органов исполнительной власти в процессе исполнения ими соответствующих полномочий. Проанализировано более 20 документов, включая приказы министерств и ведомств. С использованием системного метода разработана информационная модель, позволяющая представить весь спектр осуществляемых полномочий в интересах построения системы проектного управления через планирование информатизации государственных органов.
В качестве примера исследованы полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации. В составе модели учтено более 70 различных полномочий, которые систематизированы по 30 направлениям, в частности по таким, как: ведает; ведет; вносит; выдает; дает; заключает; информирует; истребует; координирует; обеспечивает; обобщает; оказывает; оповещает; определяет; организует; организует и обеспечивает; организует, осуществляет и обеспечивает; осуществляет; отслеживает; оформляет; представляет; принимает; проводит работу; разрабатывает и представляет; реализует; самостоятельно принимает нормативно-правовые акты; содействует; устанавливает; утверждает; участвует. Подход к описанию полномочий с использованием информационной модели позволил скоррелировать их с планами информатизации этого ведомства.
По результатам работы сделан вывод о том, что данный подход может быть использован в процессе разработки и обоснования предложений по внесению изменений в действующее законодательство с учетом основных положений Стратегии развития отрасли информационных технологий и программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

80-92 285
Аннотация

Информационные технологии не стоят на месте, находятся в постоянном изменении, отталкиваясь от предыдущих инноваций, подстраиваясь не только под тенденции на рынке, но и изменяющуюся экономическую обстановку, в которой они обитают. Ключевым фактором развития и роста как мировой, так и российской экономики в современных реалиях является цифровая экономика. От нее зависит национальная безопасность и независимость страны, конкурентоспособность игроков, место страны на мировой арене. Цель данной статьи разобраться в перспективах применения информационных технологий цифровой экономики и изучить способы их использования в среде программирования, связанного на прямую с экономической ситуацией. Важно определение роли и преимуществ использования технологий в цифровой экономике. 
Технологии блокчейн берут исток в появлении криптовалюты «биткоин», служащей альтернативной платежной системой, которая в свою очередь, в отличии от традиционных платежных систем, не контролируется ни государством, ни банками. Отличительной особенностью этой системы является то, что добавление и хранение данных осуществляется в рамках сети узлов и принимает вид линейной цепочки, следовательно необходимости привлекать центральный контролирующий орган в таких условиях нет. Добавление новых транзакций осуществляется только пользователями сети. Таким образом, для цифровой экономики система блокчейн представляет собой распределенную базу данных, состоящую из отдельных блоков, принимающих вид непрерывной цепи, которая хранит в себе как все имевшие место транзакции, так и все данные кошельков, когда-то существовавших – это «вечный цифровой журнал», который можно запрограммировать для регистрации почти всего, что представляет собой некую ценность. Именно это объясняет то, что в блокчейн-системе не только криптовалюта находит свое применение. Каждая ячейка блокчейна включает в себя метку с указанием времени и ссылку на предшествующий блок. Из-за чего она может быть фактически бесконечной, однако в реальной жизни возможности техники ее ограничивают.
В качестве передовой технологии в статье рассмотрена модель блокчейн, различные виды криптовалют, в частности биткоин, а также вопросы математических основ процесса цифровизации, системных архетипов и формирования рамочной модели.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3445 (Print)
ISSN 2686-8407 (Online)