Система MaaS и ее проблематика
https://doi.org/10.26425/2658-3445-2018-2-30-37
Аннотация
Суть концепции «Мобильность как услуга» (англ. Mobility-as-a-Service, MaaS) заключается в том, чтобы поместить пользователя в центр транспортных услуг и предложить ему персонализированный способ передвижения с учетом индивидуальных потребностей. MaaS интегрирует всевозможные способы передвижения разными видами транспорта в единую услугу, которая доступна по запросу. Обслуживание осуществляется через единый счет с ежемесячной оплатой. Одно из основных условий успешной эксплуатации MaaS – возможность доступа смартфонов к различным видам транспорта. Впервые концепция MaaS была реализована в шведском городе Гетеборге, предлагающем отличные условия общественного транспорта и устойчивую городскую мобильность. Целью транспортной политики является поддержка транспортной системы, которая обеспечивает передвижение пассажиров и товаров. MaaS рассматривают как повышение комфортабельности поездок и развитие системы безопасного и надежного транспорта. Наибольшую известность система MaaS получила благодаря г. Хельсинки, где сумели предложить удобную и конкурентоспособную платформу. Поскольку общественный транспорт является ядром системы MaaS, то город должен предлагать качественные услуги общественного транспорта для того, чтобы пользователи могли легко перемещаться по городу, не имея собственного автомобиля.
Для внедрения системы MaaS требуется выполнение следующих условий: различные виды городского общественного транспорта; большинство транспортных операторов открывает свои данные, включая данные в режиме реального времени, для третьих лиц, а также разрешает третьим лицам продавать свои услуги; большинство транспортных операторов поддерживает систему электронных платежей для доступа к своим услугам. Несмотря на различные бизнес-модели, успешные проекты внедрения и положительные отзывы пользователей о пилотных проектах MaaS, существует ряд глобальных вопросов о дальнейшей применимости и развитии системы, требующих решений: об открытости данных перевозчиков, пользователей; о масштабности использования системы MaaS; о едином идентификаторе пользователя, едином информационном пространстве; об оплате проезда различных систем транспорта с одного приложения; о конкуренции с существующими провайдерами; о частной собственности.
Ключевые слова
Об авторе
Т. Н. СакульеваРоссия
Канд. экон. наук, доцент
Список литературы
1. Hensher D.A. (2017), “Future bus transport contracts under mobility as a service regime (MaaS) in the digital age: are they likely to change?”, Transportation research part a policy and practice, vol. 98, pp. 86–96 .
2. Li Y. (2015), “Where to find mobility related apps: designing an app directory for mobility service”, Proceeding of 22nd world congress on intelligent transport systems, 5–9 October, Boudreaux. ID: ITS-1800.
3. Li Y. and Voege T. (2017), “Mobility as a service (MaaS): challenges of Implementation and Policy Required”, Journal of transportation technologies, no 7, pp. 95–106. DOI: 10.4236/jtts.2017.72007.
Рецензия
Для цитирования:
Сакульева Т.Н. Система MaaS и ее проблематика. E-Management. 2018;(2):30-37. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2018-2-30-37
For citation:
Sakulyeva T.N. The MaaS system and its problems. E-Management. 2018;(2):30-37. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2018-2-30-37