Оценка отношения граждан России к процессам цифровизации государственных услуг
https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-4-51-63
Аннотация
Россия быстрыми темпами наращивает использование цифровых технологий во всех сферах общественной жизни. Скорость, с которой появляются и внедряются новые технологии, приводит к тому, что люди не могут быстро к ним адаптироваться. В связи с этим в ряде случаев может возникать социальная напряженность, нежелание использовать современные достижения цифровых технологий и другие общественные проблемы. Также наблюдается переоценка значимости и влияния внедряемых технологий на улучшение социально-экономической и политической жизни страны.
В связи с этим вызывает интерес оценка отношения граждан к развивающимся цифровым технологиям, и в первую очередь, к цифровым сервисам, которые внедряются в системе оказания государственных и муниципальных услуг и в сфере взаимодействия государства и общества. Данное исследование является попыткой провести такого рода оценку. Предпосылкой исследования послужило принятие и утверждение в 2018 г. национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» и федеральных программ, реализуемых в рамках данного проекта, а также предшествующие национальному проекту государственные программы и проекты, сопровождающие формирование инфраструктуры цифрового государства.
Проведен опрос 541 респондента из 49 субъектов Российской Федерации с целью определения и оценки отношения граждан к цифровизации государственных услуг. В процессе опроса респондентам были предложены вопросы об использовании федерального и региональных порталов госуслуг, осведомленности о наличии и возможности использования государственных технологий и сервисов, удобстве сервисов и умении ими пользоваться. В результате проведенного опроса сделаны выводы о преимуществах и недостатках использования электронного сервиса предоставления госуслуг, а также дана оценка отношения граждан к цифровизации государственных услуг.
Ключевые слова
Об авторах
С. П. КосаринРоссия
Косарин Сергей Петрович, канд. экон. наук
г. МоскваИ. В. Милькина
Россия
Милькина Ирина Владимировна, канд. экон. наук
г. МоскваСписок литературы
1. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. (2019). Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение//Докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ. 82 с.
2. Волков А.Т., Дуненкова Е.Н. [ред.] (2019). Развитие инновационной деятельности в условиях цифровой экономики: монография / Государственный университет управления; М.: Изд. дом ГУУ. 140 с.
3. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. (2019). Цифровое будущее государственного управления по результатам. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 114 с.
4. Милькина И.В., Косарин С.П. (2019). Формирование политико-правовых условий реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»//Муниципальная академия. № 4. С. 19–29.
5. Терелянский П.В. (2018). Искусственный интеллект в индустрии 4.0//Цифровая экономика. № 3 (3). С. 42–49.
Рецензия
Для цитирования:
Косарин С.П., Милькина И.В. Оценка отношения граждан России к процессам цифровизации государственных услуг. E-Management. 2019;2(4):51-63. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-4-51-63
For citation:
Kosarin S.P., Milkina I.V. Assessment of Russian citizens’ attitude to the processes of public services digitalization. E-Management. 2019;2(4):51-63. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-4-51-63