Preview

E-Management

Расширенный поиск

Независимая оценка качества условий в образовании: от регионального инструмента экспертизы к единому порядку мониторинга

https://doi.org/10.26425/2658-3445-2023-6-4-109-124

Аннотация

Расширение общественного участия в управлении системой образования и в обеспечении качества условий реализации образовательных программ в организациях сферы образования рассматривается через новый инструмент общественного контроля – независимую оценку качества условий оказания услуг организациями в сфере образования (далее – НОКО). Целью работы является анализ десятилетнего периода развития методики проведения НОКО, направленной на изучение потребностей и интересов всех участников образовательных отношений. В статье представлены результаты экспертно-аналитического исследования создания и развития методического инструментария НОКО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Исследовательская работа выполнена методом сравнительного анализа законодательных актов, принятых в период с 2012 г. по 2022 г., а также их влияния на развитие инструментов общественного контроля оценки качества образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Приведенный в статье анализ качественных и количественных данных позволяет раскрыть содержание инструментария оценки и указывает на возможность сравнительного мониторинга результатов НОКО на региональном и муниципальном уровнях по каждому субъекту Российской Федерации. Результаты исследования предлагают научно-педагогическому сообществу ориентиры по совершенствованию процедуры проведения НОКО, которые будут способствовать результативности принимаемых государственными и местными органами власти решений не только по развитию доступности образования, а также по обеспечению на региональном и муниципальном уровнях качества условий осуществления образовательной деятельности для всех заинтересованных участников.

Об авторе

О. В. Поташева
Институт экономики – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской академии наук»
Россия

Поташева Ольга Вячеславовна, Канд. экон. наук, ст. науч. сотр.

г. Петрозаводск, Республика Карелия



Список литературы

1. Антошко Е.А., Чусина Л.В., Комиссарова И.А., Белова М.Ф., Жукова И.В., Решетина А.А., Коваль О.А., Поташева О.В., Чанжалова Г.В., Шамшина О.Е. Методологическая программа проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций (на примере формирования региональной системы независимой оценки качества образования в Республике Карелия). Петрозаводск: Карельский институт развития образования; 2017. 46 с.

2. Григорьянц Г.Н., Петрова С.А. Система независимой оценки качества услуг в социальной сфере: проблемы, технологии, перспективы развития. Социально-трудовые исследования. 2022;2(47):84–97.

3. Добролежа Е.В., Громовенко А.В. Роль НКО в выявлении и популяризации лучших практик профессионального образования на примере АНО «Южный центр независимой оценки качества профессионального образования». Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2020;1(2):105–114.

4. Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б. Независимая оценка качества услуг в социальной сфере: результаты экспертного мониторинга внедрения в 2014–2016 гг. Аналитический доклад. Часть 1. М.: Высшая школа экономики; 2017. 75 с.

5. Калмыков Н.Н., Ларина А.К., Славко М.А., Сатырь Т.С. О независимой оценке качества социальных услуг. Экономические отношения. 2019;9(2):1487–1500.

6. Кохановская И.И., Наумов Е.Е., Фатыхова А.Л. Вопросы управления образованием в современных условиях. Управление. 2018;3(21):11–16.

7. Михайлова Т.М. Удовлетворенность субъектов образовательного процесса как критерий качества образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012;5:49–55.

8. Ломовцева Н.Н., Мигунова Л.П. Актуальные направления оценки качества образования в РФ: требования и перспективы. Экономика труда. 2016;3(2):119–130.

9. Поташева О.В. О мониторинге и оценке качества предоставляемых образовательных услуг детям и семьям с детьми в Республике Карелия. Современные вызовы развития муниципальных образований: социальные, экономические, правовые аспекты: материалы региональной научно-практической конференции, Петрозаводск, 9 декабря 2020 года. Петрозаводск: Карельский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»; 2021. С. 205–213.

10. Рагозина Л.Г., Цацура Е.А. Независимая оценка качества оказания социальных услуг: первые результаты. Теория, история и методология. Мониторинг общественного мнения. 2015;1(125):3–13.

11. Ширяев И.М., Фурса Е.В., Мокроусова Д.И., Маскаев А.И. Метрики для измерения эффективности образовательных и научных организаций: проблемы и перспективы применения. JER. 2018;4:178–191.

12. Янкевич С.В., Княгинина Н.В., Пучков Е.В. Условия образовательной деятельности. Независимая оценка качества. Образовательная политика. 2020;1(81):60–74.

13. Bascia N. The school context model: How school environments shape students’ opportunities to learn. In: Measuring What Matters, People for Education: monograph. Toronto: The University of Toronto; 2014. 21 p.

14. Cayubit R.F.O. Why learning environment matters? An analysis on how the learning environment influences the academic motivation, learning strategies and engagement of college students. Learning Environments Research. 2022;25:581–599.

15. Fomba B.K., Talla D.F., Ningaye P. Institutional Quality and Education Quality in Developing Countries: Effects and Transmission Channels. Journal of the Knowledge Economy. 2023;14:86–115.


Рецензия

Для цитирования:


Поташева О.В. Независимая оценка качества условий в образовании: от регионального инструмента экспертизы к единому порядку мониторинга. E-Management. 2023;6(4):109-124. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2023-6-4-109-124

For citation:


Potasheva O.V. Independent assessment of the conditions’ quality in education: from regional expert review tool to the unified monitoring procedure. E-Management. 2023;6(4):109-124. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2023-6-4-109-124

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3445 (Print)
ISSN 2686-8407 (Online)