Top.Mail.Ru
Preview

E-Management

Расширенный поиск

Подходы к управлению ресурсами современного университета в условиях цифровизации

https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-2-4-14

Аннотация

В статье рассмотрена эволюция моделей университета, подробно исследована модель цифрового университета, особое внимание уделено изменению парадигмы управления ресурсами университета в условиях цифровизации. Обоснован переход от управления ресурсами университета к управлению доступом к ним. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью преодоления технологической зависимости российской экономики в современных условиях ограничений и западных санкций. Решение данной проблемы возможно на основе развития университетов нового качества, интегрированных с реальным сектором экономики, действующих на основе цифровых технологий и обеспечивающих конкурентное инновационное развитие. Цель статьи – предложить новую методологию развития университета и управления его ресурсами в условиях цифровизации. Были решены следующие задачи: проведен анализ глобальных трендов и внешних рисков для сферы высшего образования; раскрыт феномен цифрового университета; обоснованы новые принципы управления ресурсами цифрового университета, соответствующие требованиям четвертой промышленной революции; предложен подход к цифровому развитию университета на основе гармонизации интересов и требований стейкхолдеров;рассмотрены понятия инфраструктурной логики и стратегии цифровой трансформации университета. В статье были использованы как общенаучные методы исследования, так и специальные: во-первых, статистический анализ показателей мировых инновационных трендов в области цифровизации образования и экономики; во-вторых, институциональный подход, направленный на выявление эффективных институтов (правил игры), позволяющих повысить общую мотивацию внутренних и внешних стейкхолдеров университета для достижения успеха процесса цифровой трансформации; в-третьих, метод множественных тематических сравнений для анализа научной литературы и официальных источников по вопросам цифрового развития университета и инновационной экономики. В результате проведенного исследования сформулирован комплекс рекомендаций по разработке стратегии цифровой трансформации российских университетов на основе авторской методологии управления ресурсами в цифровую эпоху для интеграции в мировой инновационный процесс и получения лидерских позиций в глобальных университетских рейтингах.

Об авторах

Э. М. Ахметшин
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
Россия

 Ахметшин Эльвир Мунирович, канд. экон. наук, ст. преп. каф. экономики и менеджмента

г. Елабуга



В. Л. Васильев
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
Россия

 Васильев Владимир Львович, канд. экон. наук, доц. каф. экономики и менеджмента

г. Елабуга



Список литературы

1. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. (2019). Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ. 248 с.

2. Аганбеган А.Г. (2020). Постпандемийное восстановление российской экономики и переход к устойчивому социальноэкономическому развитию // Проблемы прогнозирования. № 6. С. 18–26.

3. Арчакова С.Ю. (2019). Управление инновационной средой в условиях цифровой экономики: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 (управление инновациями). Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т. 185 с.

4. Барабанова М.И., Трофимов В.В., Трофимова Е.В. (2018). Особенности трансформации российских университетов как среды развития цифровых платформ, технологий и компетенций цифровой экономики // Журнал правовых и экономических исследований. № 2. С. 7–13.

5. Баранова Е.В., Гизатуллина Г.С. (2020). Анализ образовательных данных об индивидуальных маршрутах студентов в цифровой среде // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 9–25 марта 2020 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. С. 123–128.

6. Васецкая Н.О. (2020). Проблемы определения компонентно-элементного состава когнитивно-инновационного университета // Азимут научных исследований: экономика и управление. Т. 9, № 1 (30). С. 107–109.

7. Виссема Й.Г. (2016). Университет третьего поколения. М.: Изд-во «Олимп–Бизнес». 432 с.

8. Добрякова М.С., Фрумин. И.Д. (2020). Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики. 472 c.

9. Кирдина С.Г. (2015) Институционализм в России в 1930–2010 гг.: инверсионный цикл? // Журнал институциональных исследований. Т. 7, №2. С. 6–37.

10. Нестеренко А.Н. (1997). Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. №3. С. 48.

11. Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. Нестеренко А.Н. М.: Прогресс. 180 c.

12. Ортега-и-Гассет Х. (2005). Миссия университета / Пер. с исп. Голубевой М.Н. Минск: БГУ. 104 с.

13. Сорина Г.В., Шувалова М.А., Розова О.Г. (2020). Университет Гумбольдта в контексте современных научных и образовательных коммуникаций // Профессиональное образование в современном мире. Т. 10, № 3. С. 3998–4008.

14. Стрябкова Е.А., Герасимова Н.А., Кулик А.М. (2020). Цифровая трансформация образования: современная интерпретация и основные характеристики // Кластеризация цифровой экономики: теория и практика: монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб.: Политех-пресс. 807 с.

15. Устинова Л.Н. (2020). Цифровые технологии в управлении интеллектуальными ресурсами и инновационной деятельностью предприятий // Кластеризация цифровой экономики: теория и практика: монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб.: Политех-пресс. 807 с.

16. Altbach P.G., Salmi J. (2011). The road to academic excellence: the making of world-class research universities. Washington, D.C.: The World Bank. 390 p.

17. Fligstein N. (1996). Markets as Politics: A political Cultural Approach to Market Institutions // American Sosiological Review. V. 61, no. 4. Pp. 656–673.

18. Khalid J., Ram B. R., Soliman M., Ali A. J., Khaleel M., Islam M. S. (2018). Promising digital university: A pivotal need for higher education transformation // International Journal of Management in Education. No. 12(3). Pp. 264–275. https://doi.org/10.1504/ijmie.2018.092868

19. Liu M., Zha S., He W. (2019). Digital transformation challenges: A case study regarding the MOOC development and operations at higher education institutions in China // TechTrends. V. 63, no. 5. Pp. 621–630.

20. OECD (1997). National Innovation Systems: Background Report. Paris. 56 p.

21. Rachinger M., Rauter R., Müller C., Vorraber W., Schirgi E. (2019). Digitalization and its influence on business model innovation // Journal of Manufacturing Technology Management. V. 30, no. 8. Pp. 1143–1160.


Рецензия

Для цитирования:


Ахметшин Э.М., Васильев В.Л. Подходы к управлению ресурсами современного университета в условиях цифровизации. E-Management. 2022;5(2):4-14. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-2-4-14

For citation:


Akhmetshin E.M., Vasilev V.L. Approaches to resource management of a modern university in the context of digitalisation. E-Management. 2022;5(2):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-2-4-14

Просмотров: 1284


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3445 (Print)
ISSN 2686-8407 (Online)