Концепция цифровой трансформации классического университета в «цифровой университет»
https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-2-89-96
Аннотация
Одним из приоритетов правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является поступательное развитие существующей системы образования, которая должна обеспечивать экономику компетентными кадрами. Кроме того, указанный документ декларирует необходимость создания системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России. Все это требует трансформации классической образовательной системы, что в итоге подразумевает создание «цифрового университета».
Согласно концепции, предложенной Агентством стратегических инициатив совместно с университетом Сколково, «цифровой университет» позволит изменить форму и содержание образования в соответствии с требованиями к новым кадрам цифровой экономики. При этом основной упор должен быть сделан на индивидуальную траекторию образования, то есть сбор информации не только по оценкам преподавателя, но и в онлайн-курсе учащегося (какими предметами студент интересовался, как прошел промежуточные тесты и т.д.). Кроме того, необходимо создание определенного набора сервисов в вузе. Они должны работать по аналогии с суперсервисами, которые уже создаются в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для получения госуслуг в режиме онлайн. Так, студент сможет получать справки и вставать на учет в военкомат в режиме одного окна, без необходимости ходить по кабинетам. Кроме того, необходимы перемены, связанные с содержанием образования. Так, наряду с уже развивающимся сегментом массовых онлайн-курсов в университетах должны внедряться курсы с использованием AR, VR и виртуальных симуляторов. С помощью современных технологий студенты смогут эффективнее осваивать профессию на практике.
В статье предпринята попытка обобщить минимальный набор необходимых преобразований классического вуза в «цифровой» и представить их описание.
Ключевые слова
Об авторе
Г. П. КузинаРоссия
Кузина Галина Петровна
Кандидат экономических наук, доцент
Список литературы
1. Берсенев Д.Н., Воронов А.А., Тинякова В.И. (2019). Перспективы и возможности роста экспорта образовательных услуг в современном российском образовании // Экономика: теория и практика. № 3 (55). С. 20–26.
2. Гибадуллин А.А., Камчатова Е.Ю., Дегтярева В.В., Зеленцова Л.А. (2019). Анализ и оценка готовности энергетической отрасли к процессам цифровизации // Инновации в жизнь. № 4 (31). С. 98–109.
3. Гибадуллин А.А., Карагодин А.В. (2019). Вызовы цифровой экономики в сфере подготовки кадров // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. № 2 (22). С. 33–42.
4. Днепровская Н.В. (2018). Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. № 4. С. 16–28.
5. Ефимов В.С., Лаптева А.В. (2018). Цифровизация в системе приоритетов развития российских университетов: экспертный взгляд // Университетское управление: практика и анализ. № 4 (116). С. 52–67.
6. Орлова Е.В. (2018). Моделирование траектории развития экономических факультетов в технических вузах в условиях цифровизации экономики // Университетское управление: практика и анализ. № 5 (117). С. 88–104.
7. Северина Е.М. (2018). Гуманитарные технологии в цифровую эпоху // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 12-2. С. 381–385.
8. Селедцова И.А., Никонова В.А. (2017). Сравнительный анализ ключевых особенностей развития «Индустрии 4.0» в странах Европы, Азии, США и России // Инновации. № 11 (229). С. 15–21.
9. Тинякова В.И., Морозова Н.И. (2018). Вектор поиска новой образовательной модели в условиях экономики, основанной на знаниях // Учет и статистика. № 1 (49). С. 105–111.
10. Тинякова В.И., Морозова Н.И., Гунин В.К. (2019). Трансформация системы профессиональной подготовки кадров, конкурентоспособной в условиях экономики, основанной на знаниях // Экономика устойчивого развития. № 1 (37). С. 242–245.
Рецензия
Для цитирования:
Кузина Г.П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «цифровой университет». E-Management. 2020;3(2):89-96. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-2-89-96
For citation:
Kuzina G. The concept of a digital transformation of a traditional university to a “digital university”. E-Management. 2020;3(2):89-96. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-2-89-96