Создание добавленной стоимости в контексте сложности измерения цифровой экономики
https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-1-68-74
Аннотация
В последнее десятилетие произошли беспрецедентные технологические сдвиги, следствием которых стало появление принципиально новой экономической модели. На основе широкого распространения смартфонов мир стал более «подключенным». Цифровизация спроса и предложения способствовала созданию совершенно новых цифровых рынков, управляемых платформенными предприятиями на основе открытой бизнес-модели, позволяющей связываться и взаимодействовать друг с другом внешним потребителям и производителям. Более взаимосвязанный мир генерирует огромные массивы данных, что позволяет компаниям-платформам осуществлять инвестиции в машинное обучение и искусственный интеллект и в конечном итоге повышать свою эффективность. Наконец, наблюдается неуклонная цифровизация бизнес-процессов, рынков и глобальных цепочек создания стоимости. В этих условиях принципиально изменяются подходы к созданию добавленной стоимости в условиях новых измерений цифровой экономики, анализ которых явился целью нашего исследования. Установлено, что в отсутствие стандартизированной международной методологии измерения цифровой экономики, последнее пока возможно на разрозненных отраслевых и национальных статистических данных. Инициативы, предпринимаемые на международном уровне с целью преодоления национальных дифференцированных подходов, пока недостаточны, поскольку ощущается дефицит статистики и переменных, относящихся к цифровым данным. Выявлено, что отсутствие качественных статистических данных по основным показателям цифровой экономики затрудняет оценку добавленной стоимости в масштабе мирового хозяйства и международные сопоставления. Значительная часть вызовов измерения добавленной стоимости в цифровой экономике, как показано в статье, связана с принципом «масштабирования без массы», нематериальной природой капитала, интенсивным ростом масштабных трансграничных потоков данных и появлением новых источников создания стоимости.
Список литературы
1. Екимова К.В. [ред.] (2019). Цифровая экономика и искусственный интеллект – новые вызовы современной мировой экономики: колл. монография. М.: Изд. дом ГУУ. 180 c.
2. Кириллов В.Н. (2009). Роль инновационных факторов в повышении конкурентоспособности российских предприятий // Российский внешнеэкономический вестник. № 6. С. 67–71.
3. Смирнов Е.Н. (2015). Инновационный механизм развития экономики Европейского союза: монография. М.: Перо. 390 с.
4. Щенин Р.К., Поляков В.В. [ред.] (2016). Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. М.: Юрайт. 346 с.
5. Barefoot K., Curtis D., Jolliff W., Nicholson J.R., Omohundro R. (2018). Defining and measuring the digital economy // Bureau of Economic Analysis (BEA) Working Paper. US Department of Commerce. March 15. Wash.: DC, 24 p.
6. Goodridge P., Haskel J., Wallis G. (2014), Estimating UK investment in intangible assets and intellectual property rights. Newport: Intellectual Property Office. 42 p.
7. Grimm A.N. (2016). Trends in U.S. trade in information and communications technology (ICT) services and in ICT-enabled services // Survey of Current Business. May. 19 p.
Рецензия
Для цитирования:
Миллер Я.В. Создание добавленной стоимости в контексте сложности измерения цифровой экономики. E-Management. 2020;3(1):68-74. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-1-68-74
For citation:
Miller Ya.V. Creation of added value in the context of measurement complexity of the digital economy. E-Management. 2020;3(1):68-74. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-1-68-74