Анализ миссий и стратегических целей российских горно-металлургических компаний
https://doi.org/10.26425/2658-3445-2024-7-3-40-51
Аннотация
Генеральная цель, которая может формироваться посредством миссии, представляет основное направление деятельности компании, ее ценности и предназначение для национальной экономики, отрасли, общества. Рассмотрены миссии и стратегические цели трех ведущих российских горно-металлургических компаний, которые являются ключевыми производителями меди: публичное акционерное общество «ГМК «Норильский никель», акционерные общества «Уральская горно-металлургическая компания» и «Русская медная компания». Выполнен теоретический обзор подходов к формированию миссии и стратегических целей промышленных компаний. Определены ключевые стейкхолдеры и их ожидания в формулировках миссии, и стратегических целей применительно к горно-металлургической отрасли. Выделены компоненты миссий и на их основе проанализированы миссии трех компаний. Выполнена возможная декомпозиция миссии организации и выделены «миссия-предназначение», «миссия-политика», «миссия-ориентация». В рамках проведенного исследования использовались методы сравнительного анализа миссий и стратегических целей предприятий горно-металлургического комплекса. Применен компонентный анализ для декомпозиции миссий фирм. Проведенный сравнительный анализ миссий и стратегических целей ведущих отечественных производителей меди позволил выявить различия в управленческих подходах и видении к определению приоритетных направлений их стратегического развития.
Об авторах
А. Е. НеволинРоссия
Неволин Александр Евгеньевич - Канд. экон. наук, мл. науч. сотр.,
г. Апатиты.
А. Е. Череповицын
Россия
Череповицын Алексей Евгеньевич - Д-р экон. наук, зав. каф. организации и управления,
г. Санкт-Петербург.
Список литературы
1. Гордеева У.С. Формирование миссии компании как необходимость для ее успешного развития. В кн.: Мировые научные исследования современности: возможности и перспективы развития: материалы XVI Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 31 марта 2022 г. Ставрополь: Параграф; 2022. С. 673–675.
2. Карасик В.И., Калыкова Э.А. Институциональный концепт «миссия»: ценностные характеристики. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020;2:80–90. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-80-90
3. Колесников А.В. Методика количественной оценки миссии организации. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2017;5(95):119–125.
4. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. СПБ: Питер; 1999. 800 с.
5. Мельчекова О.Г. Миссия и цели современной организации: ничего невозможного нет. Тенденции развития науки и образования. 2019;50-3:78–89. https://doi.org/10.18411/lj-05-2019-60
6. Неволин А.Е., Череповицын А.Е. Стратегический анализ горно-металлургических компаний: учет социально-экологических факторов. Экономика промышленности. 2024;1(17):7–19. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2024-1-1239
7. Пушкарева Н.В., Новикова И.И. Особенности методологических подходов при формировании миссии и целей организации. В кн.: Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика: материалы IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 февраля 2018 г. Пенза: Наука и Просвещение; 2018. С. 89–91.
8. Садвакасова З.М. Особенности конструирования миссии организации в управленческой деятельности. Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана. 2017;4:34–43.
9. Садыкова Л.Г., Баргусов А.А. Процесс выбора стратегии развития фирмы. В кн.: Актуальные вопросы права, экономики и управления: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Ульяновск, 30 апреля 2021 г. Чебоксары: Среда; 2021. С. 39–43.
10. Соболев В.А., Бурцева Т.А. Система стратегического управления. В кн.: Экономика и управление: вызовы, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов, Москва, 24 апреля 2020 г. М.: Московский финансово-юридический университет МФЮА; 2020. С. 61–63.
11. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. 2е изд. СПБ: Питер; 2021. 295 с.
12. Шлендер П. Управление персоналом. Юнити-Дана; 2022. 320 с.
13. Dmitrieva D., Solovyova V. Russian Arctic Mineral Resources Sustainable Development in the Context of Energy Transition, ESG Agenda and Geopolitical Tensions. Energies. 2023;16:5145. http://dx.doi.org/10.3390/en16135145
14. Doran G.T. There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives. Management Review. 1981;11(70):35–36.
15. Ponomarenko T., Nevskaya M., Jonek-Kowalska I. Mineral resource depletion assessment: Alternatives, problems, results. Sustainability. 2021;2(13):1–15. https://doi.org/10.3390/su13020862
Рецензия
Для цитирования:
Неволин А.Е., Череповицын А.Е. Анализ миссий и стратегических целей российских горно-металлургических компаний. E-Management. 2024;7(3):40-51. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2024-7-3-40-51
For citation:
Nevolin A.E., Cherepovitsyn A.E. Analysis of missions and strategic goals of Russian mining and metallurgical companies. E-Management. 2024;7(3):40-51. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2024-7-3-40-51