Top.Mail.Ru
Preview

E-Management

Расширенный поиск

Цифровой след в образовании как драйвер профессионального роста в цифровую эпоху

https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-4-23-30

Аннотация

Широкомасштабная мировая цифровая трансформации экономики меняет все сферы деятельности человека, внося коренные изменения в том числе и в образование на всех его уровнях. Современный учебный процесс не сводится только к оцифровке педагогических материалов или внедрению дистанционных форм с использованием цифровых коммуникационных технологий. Цифровой трансформации подвергается весь спектр образовательной деятельности в области высшего, среднего, специального и даже дошкольного образования. Разработка и внедрение автоматизированных цифровых сред и платформ создает предпосылки для получения детальных данных об образовательном процессе индивидуума за все время его обучения, то есть происходит формирование сквозного цифрового следа. Естественно, что разработчиками цифровых образовательных программ планируется широкий анализ этого явления и использование его результатов для формирования динамических образовательных траекторий, особенно при обучении в высших учебных заведениях. Интеграция с социальными сетями и мессенджерами позволила на основании анализа индивидуальных особенностей учащегося создать также и цифрового наставника ученика, помогающего последнему в успешном освоении материалов курсов, и цифрового двойника обучаемого, то есть такие цифровые модели, на которых педагог сможет проводить экспериментальные исследования по внедрению новых образовательных технологий, корректировать образовательные программы для достижения максимального успеха в усвоении курса слушателями. И не только. Авторами предпринят ряд исследований возможности использования таких цифровых данных в том числе и для оценки актуального состояния компетенций обучаемого и для поддержания освоенных компетенций в активном состоянии в рамках концепции непрерывного профессионального образования. Выдвигаемые авторами гипотезы могут быть применены для повышения эффективности адаптивных систем профессионального обучения взрослых.

Об авторах

М. С. Дьяченко
Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук
Россия

Дьяченко Михаил Сергеевич – Аспирант

г. Москва



А. Г. Леонов
Государственный университет управления; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук; Московский педагогический государственный университет
Россия

Леонов Александр Георгиевич – Канд. физ.-мат. наук, доц. Института информационных систем; Вед. науч. сотрудник каф. вычислительной математики; Зав. каф. дополнительного профессионального образования; Преп. каф. математики и информатики в начальной школе

г. Москва



Список литературы

1. Бесшапошников Н.О., Леонов А.Г., Прилипко А.А. (2018). Цифровизация образования – Новые возможности управления образовательными треками // Вестник кибернетики. Т. 30, № 3. С. 154–161.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. (2021). Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. Т. 9, № 3. С. 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-1

3. Вилкова К.А., Лебедев Д.В. (2020). Адаптивное обучение в высшем образовании: за и против. М.: Изд-во НИУ ВШЭ. 36 с.

4. Вихман В.В., Ромм М.В. (2021). «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. Т. 30, № 2. С. 22–32. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32

5. Карась С.И. (2020). Виртуальные пациенты как формат симуляционного обучения в непрерывном медицинском образовании (обзор литературы) // Бюллетень сибирской медицины. Т. 19, № 1. С. 140–149. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2020-1-140-149

6. Латышева Е.В., Губанова Е.В. (2016). Электронное портфолио как составная часть технологии карьерного продвижения обучающегося // Научный вестник Крыма. T. 5, № 5.

7. Мантуленко В.В. (2020). Перспективы использования цифрового следа в высшем образовании // Преподаватель XXI век. № 3. С. 32–42. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2020-3-32-42

8. Темербекова А.А., Джанабилова С.А. (2018). Различные подходы к определению понятия «цифровое портфолио студента» // Научно-педагогическое обозрение. Т. 21, № 3. С. 122–128. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2018-3-122-128

9. Фиофанова О.А. (2020) Анализ современного состояния исследований в области управления образованием на основании данных // Ценности и смыслы. Т. 65, № 1. С. 71–83.

10. Шамсутдинова Т.М. (2020). Когнитивная модель траектории электронного обучения на основе цифрового следа // Открытое образование. Т. 24, № 2. С. 47–54. http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-47-54

11. Coromina J., Ferran S., Jordi R., Ferran R. (2011). Digital Portfolio for Learning: A New Communication Channel for Education // Intangible Capital. V. 7, № 1. Pp. 116–142.


Рецензия

Для цитирования:


Дьяченко М.С., Леонов А.Г. Цифровой след в образовании как драйвер профессионального роста в цифровую эпоху. E-Management. 2022;5(4):23-30. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-4-23-30

For citation:


Dyachenko M.S., Leonov A.G. Digital footprint in education as a driver of professional growth in the digital age. E-Management. 2022;5(4):23-30. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-4-23-30

Просмотров: 665


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3445 (Print)
ISSN 2686-8407 (Online)