Сравнительный анализ отраслевых рынков энергомашиностроительной отрасли и энергетики
https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-2-109-120
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос развития отраслевого рынка энергомашиностроения. Основной проблемой энергомашиностроения в Российской Федерации является технологическое отставание от зарубежных конкурентов. Также стоит учитывать тот факт, что 45 % оборудования устарело и требует обновления. Поэтому важной целью для достижения промышленного роста отрасли выступает импортозамещение и развитие НИОКР. Сегодня реализуется несколько государственных программ по развитию энергетического машиностроения и энергетики в целом. Для того, чтобы развивать энергомашиностроение, необходимо понимать ситуацию на отраслевом рынке. В данной статье рассмотрен индекс промышленного производства по регионам России. Выявлено, что производство развивается медленно, в некоторых регионах индекс меньше 100 %. Анализ рыночной концентрации показал, что отраслевой рынок энергомашиностроения умерено-концентрированный. Это связано с присутствием на отраслевом рынке предприятий-лидеров, которым государство оказывает финансовую поддержку. В связи с этим была построена принципиальная схема влияния концентрации рынка энергомашиностроения на рынок энергетики. С использованием данной схемы можно выявить потенциальные резервы улучшения производства, увеличить конкурентоспособность компаний на отраслевом рынке, а также оценить перспективные направления развития регионов и страны.
Об авторах
Д. Г. ШуваловаРоссия
Шувалова Дарья Георгиевна, канд. экон. наук, доц. каф. экономики в энергетике и промышленности
г. Москва
Ю. А. Овчинникова
Россия
Овчинникова Юлия Александровна, аспирант
г. Москва
О. А. Лыкова
Россия
Лыкова Ольга Александровна, ст. преп.
г. Москва
Список литературы
1. Арифулова Д.Н., Решетова Е.С. (2017). Развитие отраслевого и регионального управления // Вестник университета. № 4. С. 64–71.
2. Балашов М.М. (2020). Импортозамещение в отрасли энергетического машиностроения // Стратегические решения и риск-менеджмент. Т. 11, № 2. С. 182–195. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-2-182-195
3. Жукова Т.Н. (2018). Вовлечение потребителей в цепочку создания ценности как инструмент управления инновационными процессами на предприятии // Дискурс. № 3. С. 40–45.
4. Измайлов М.К. (2020). Стратегия развития отрасли машиностроения в России: технологический аспект // Вопросы региональной экономики. № 1(42). С. 63–72.
5. Кожевников М. В., Двинянинов А.А. (2020). Малое энергетическое машиностроение России в условиях импортозамещения // ЭКО. № 5(551). С. 99–120. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2020-5-99-120
6. Маклюков А.В. (2021). Становление энергетического машиностроения и электротехнической промышленности на Дальнем Востоке СССР (1950-е – середина 1970-х годов) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Т. 18, № 4. С. 218–224. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2021-18-4-218-224
7. Сосенко Н.С. (2018). Разработка маркетинговой стратегии предприятия энергетического машиностроения // Политехнический молодежный журнал. № 5. C. 1–11.
8. Тихонова С.В. (2020). Оценка импортозависимости и эффективности политики импортозамещения в отечественном машиностроении // Московский экономический журнал. № 7. С. 17. https://doi.org/10.24411/2413-046X-2020-10525
9. Штапова И.С. (2017). Влияние структуры отраслевого рынка на формирование стратегии промышленного предприятия: теория, методология, инструментарий: Автореф. дис. ... канд. экон. наук 08.00.05. Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет. 3 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шувалова Д.Г., Овчинникова Ю.А., Лыкова О.А. Сравнительный анализ отраслевых рынков энергомашиностроительной отрасли и энергетики. E-Management. 2022;5(2):109-120. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-2-109-120
For citation:
Shuvalova D.G., Ovchinnikova Yu.A., Lykova O.A. Industrial markets of the power engineering industry and energy: comparative analysis. E-Management. 2022;5(2):109-120. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-2-109-120